logo
Programma_GAK_po_Pedagogike

24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)

Метод обучения – способ упорядочения взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых для решения поставленных задач.

Словесные методы обучения широко применяются в современной школе. Здесь источником знаний является слово учителя, учебник. Эта группа методов имеет несомненные достоинства (в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации большому количеству учащихся, они формируют речь, словесно-логическое мышление, самостоятельность, познавательную активность) и недостатки – засилие слова, опасность формализма в обучении и т.д.

К данной группе методов относятся:

Практическая деятельность является важным источником знаний учащихся, она способствует укреплению знаний, применению их на практике, формирует опыт, умение, стимулирует нравственность, физическое, интеллектуальное развитие. К ним относятся упражнения – многократное выполнение учебных действий для отработки умений и навыков. К основным требованиям к этому методу относятся: знание учащимися цели, результатов упражнений, исправление ошибок в выполнении, доведение выполнения до получения устойчивых результатов.

Практические работы – выполнение заданий по обработке материалов, работа на пришкольном участке, в мастерских. Их значение – применение знаний на практике, создание опыта и умений деятельности, формирование разнообразных навыков (организаторских, хозяйственных).

Лабораторные работы – проведение школьниками в лаборатории (кабинет физики, химии) опытов, экспериментов и т.д.

Данные методы широко применяются в современной школе, однако они должны сочетаться с другими методами: наглядными и словесными.