5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Сущность воспитания.
В современной педагогике воспитание – это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели.
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.
Воспитанию присущи определенные особенности:
целенаправленность
многофакторность
динамичность, подвижность, изменчивость
сложность
длительность
вариативность
неопределенность результатов и др.
Воспитание эффективно, если его цель превращается в цель принятую воспитанниками. В воспитании проявляются многочисленные факторы объективные (общество в котором оно осуществляется, традиции, культура, нравственность) субъективные (педагогическое мастерство воспитателей).
Воспитание процесс очень сложный, т.к. необходимо объективные ценности, накопленные человечеством, перевести в личные взгляды, убеждения, привычки, личностные качества. Результаты воспитания проявляются не так явственно и ощутимо как в процессе обучения.
Воспитание продолжается всю жизнь, оно непрерывно. В школе происходит непрерывное взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если же оно проводится от случая к случаю, то теряется его эффективность.
Воспитание носит комплексный характер, предполагает единство целей, задач, содержания, форм, методов, что подчинено идее целостности формирования личности.
Воспитание носит двусторонний характер, осуществляется по двум направлениям: от воспитателя к воспитаннику – прямая связи, от воспитанника к воспитателю – обратная связь
Управление строится на обратных связях.
Движущими силами педагогического процесса являются объективные противоречия воспитания:
Несоответствие реальных возможностей воспитуемых требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, учителей, школы. Однако если требования завышены или занижены, то они не становятся источником движения ребенка.
Несоответствие между активностью личности, деятельной природой человека и социальными педагогическими условиями его жизни, которые зачастую блокируют развитие этих качеств.
Существует целый ряд частных противоречий: между интересами личности и общества; между сложными явлениями общественной жизни и отсутствием жизненного опыта для их понимания, между постоянно увеличивающимся потокам информации и возможностями учебно-воспитательного процесса.
Субъективные противоречия.
Противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, между индивидуальным творческим процессом становления личности и коллективным процессом воспитания, между решающим значением деятельности в становлении личности и словесным характером воспитания и др.
Движение воспитательного процесса от достижения одних задач к другим более сложным осуществляется в результате разрешения объективных и устранения субъективных педагогических противоречий.
Педагогический процесс представляет собой внутренне связанную совокупность многих процессов, Это не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое образование со своими закономерностями, единство, целостность, общность. Все эти процессы направлены на то, чтобы социальный опыт превращался в качества личности ребенка. Внутри педагогического процесса существует сложная диалектика: единство и самостоятельность процессов, которые его образуют, целостность и самоподчиненность, входящих в него обособленных систем, наличие общего и сохранение специфичного.
Специфика процессов, входящих в целостный образовательный процесс проявляется в выделении доминирующей функции.
Так доминирующая функция обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития - развитие. В то же время каждый из процессов выполняет и сопутствующие функции. Воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, образовательную функции. Образование невозможно без воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей акцентирует внимание на цели, содержании, формах и методах осуществления органически связанных процессов, путем анализа которых можно выделить доминирующие характеристики.
В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, ценностных ориентаций, норм, идеалов, в то же время усваиваются знания, представления и т.д.
А в содержании образования главную роль играют формирование научных представлений, усвоение законов, понятий теорий, что оказывает в дальнейшем большое влияние на воспитание личности.
Специфика данных процессов проявляется при выборе форм и методов. Если в образовании используются регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании применяются более свободные формы и различные виды деятельности: спортивная деятельность (спортивные мероприятия, праздники и т.д.), трудовая (субботники и т.д.), целесообразно организованное общение (часы общения) и т.д.
Так, в обучении применяются способы воздействия на интеллектуальную сферу личности, то в воспитании более уместны средства, воздействующие на эмоционально-мотивационную сферу.
Специфика проявляется в методах контроля и самоконтроля. В образовании применяются устный контроль, письменные работы, экзамены, зачеты.
Методы контроля в воспитании не такие регламентированные. Это наблюдение за поведением и деятельностью учащихся, изучение общественного мнения и др.
Можно сделать вывод, что оба процесса характерными для них средствами ведут к цели, формированию личности человека.
- Программа итогового государственного экзамена
- Содержание
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- Общие основы педагогики
- Теория и методика воспитания
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- История образования и педагогической мысли
- III. Работа с родителями
- IV. Внеклассная работа по физической культуре
- V. Нестандартные уроки
- Список литературы
- Требования к уровням освоения содержания разделов педагогики
- Требования к оценке творческих проектов (т.П.)
- Методические рекомендации по подготовке к государственным испытаниям по педагогике
- 1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога
- 2. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
- 3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя
- 4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.
- 5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- 6. Понятие цели гуманистического воспитания
- 7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
- 8. Эстетическое воспитание учащихся
- 9. Задачи и содержание физического воспитания
- 10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)
- Нравственное воспитание школьников.
- 12. Система форм и методов воспитания
- 13. Методы формирования общественного сознания учащихся
- 14. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 16. Методы стимулирования поведения и деятельности детей
- 17. Понятие о воспитательных системах. Их виды
- 18. Роль семейного воспитания в формировании личности школьника. Психологическая атмосфера семьи.
- 19. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
- 20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
- 21. Дидактические закономерности и принципы обучения. Принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью.
- 22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
- 23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
- 24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
- 25. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Метод дидактических игр: физкультурные, спортивные игры, их образовательное значение.
- 26. Методы стимулирования интереса к учению
- 27. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
- 28. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
- 29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
- 30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
- 31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова
- 32. Технология программированного обучения, его виды.
- 33. Педагогические идеи к.Д. Ушинского
- 34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
- Елизарова л.П. Программа итогового государственного экзамена по педагогике 2007
- 654005, Г.Новокузнецк, ул.Покрышкина 16 а