29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
В связи с государственно-политическими и социально-экономическими преобразованиями 80-х – 90-х годов возникла потребность модернизации образования, так как устаревшие и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивало выпускникам фундаментальных знаний в новом веке, не соответствовало новым требованиям к уровню квалификации работников. Была разработана «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2001г.).
Цель модернизации образования – создание механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели были сформированы приоритетные и взаимосвязанные задачи:
- обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиления их государственной и общественной поддержки.
Единый государственный экзамен ЕГЭ. Решение о проведении эксперимента по единому государственному экзамену было принято в 2000 году. Эксперимент продолжается и сегодня. Задачи, которые решает ЕГЭ: повышение качества оценивания образовательных достижений учащихся, а именно предметных знаний и умений.
ЕГЭ решает проблемы:
- повышения квалификации учителей и управленческих кадров (ежегодно 50000 учителей и преподавателей вузов проходят подготовку в качестве экспертов ЕГЭ по системе стандартизированной проверки знаний с развернутыми ответами, затем они принимают участие в проверке работ выпускников, что как же повышает их квалификацию;
- повышает качество знаний учащихся (в Федеральном институте педагогических измерений было проведено сравнение результатов ЕГЭ 2004 и 2005 гг. которое показало, что результаты стали лучше, почти в 2 раза увеличилось количество учащихся, которые получили отличные оценки по истории, обществоведению);
- создает более комфортные условия для поступления в высшие учебные заведения (ЕГЭ одновременно является выпускным экзаменом в школе и вступительным в высшее учебное заведение);
- обеспечивает социальные гарантии доступности в получении образования.
Однако многие ученые выступают против ЕГЭ, видя в нем слабые стороны: несовершенство заданий, их большое количество, не совершенство формулировок, условий заданий, которые не обеспечивают однозначность проверки определенного умения и т.д.
Сегодня работа над совершенствованием ЕГЭ продолжается. Принято решение о введении ЕГЭ в школах РФ в ближайшее время.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования министерством образования РФ совместно с Российской академией образования был разработан проект концепции профильного обучения от 28.06.2002г.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения. Авторы профильного обучения разработали модель создания портфолио (портфель достижений) школьников. Был проведен эксперимент по внедрению технологии портфолио.
Цель порфолио - представить отчет по процессу образования ученика по выбранному курсу, предпрофильной и профильной подготовке.
Задачи, которые решает портфолио:
- поддерживает высокую учебную мотивацию ученика;
- поощряет активность и самостоятельность подростков;
- расширяет возможности обучения и самообучения;
- развивает навыки оценочной и самооценочной деятельности;
- формирует умения учиться, планировать и организовывать учебную деятельность.
Содержание портфолио:
- титульная страница: название предпрофильного курса, имя ученика, дата начала и окончания портфолио, Ф.И.О. учителя.
Собственное содержание портфолио ученика:
- обоснование выбора курса, анализ собственных результатов по одному из курсов;
- записи, доклады, рефераты, творческие и олимпиадные работы (важно включать работы характеризующие индивидуальность ученика);
- если это групповой проект, в котором принимал участие школьник, то он детально описывается;
- любимая работа (этот раздел должен быть озаглавлен "Моя любимая работа".
В портфолию включаются все работы, которые ученик выполнил в 8 и 9 классах на уроках и в свободное время. Документы портфолио учитывает классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Ученик может презентовать содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции.
Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений определяется следующим образом:
I. Компонент - блок А - олимпиады:
- областной уровень: победитель - 5 баллов, призер - 4 балла;
- районный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла;
- школьный уровень: победитель - 3 балла, призер - 2 балла;
II. Компонент - блок В - иные сертификаты:
- областной уровень: мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательные фонды, вузы;
- районный уровень: мероприятия и конкурсы, которые муниципальные образовательные учреждения, межшкольные научные общества;
- школьный уровень: мероприятия и конкурсы, которые проводят школы. Система оценки та же.
III. Компонент - блок С - не сертифицированные личные достижения: значимые самостоятельные или творческие работы.
Оценка: от одного до пяти баллов.
Итоговая оценка портфолио определяется суммой баллов по всем компонентам блока А, В, С.
Итоговым документом портфолио является зачетная книжка, которую заверяет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и выдает выпускнику основной школы.
По результатам портфолио учащийся зачисляется в профильные классы.
В соответствии Концепцией модернизации российского образования был разработан проект профильного обучения, который был одобрен 29 декабря 2001г., в старших классах общеобразовательной школы создать систему специализированной подготовки (профильное обучение).
Цели профильного обучения:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условие для успешной дифференциации содержания обучения школьников старших классов с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям молодых людей в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В последние годы сложился общественный запрос на профилизацию обучения. Большинство старшеклассников считают, что существующее образование не дает возможностей обучения в вузе. Только 12% опрошенных учащихся - старших классов довольны нынешним уровнем и характером среднего образования. В России накоплен опыт дифференцированного обучения учащихся. Так в 1864г. был принят Указ по организации семиклассных гимназий двух типов: классическая (готовит в университет), реальная (подготовка к практической деятельности). В 1915-1916 гг. осуществлялась реформа образования: 4-7 кл. гимназии разделились на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. В 1918 г. было разработано Положение о единой трудовой школе, которое предусматривало в старших классах средней школы выделить 3 направления: гуманитарное, естественно-математическое, техническое. В 1957г. Академией педагогических наук была предпринята попытка проведения дифференциации по 3 направлениям: физико-математическому и техническому, биолого-агрономическому, социально-экономическому и гуманитарному. В конце 80-х -начале 90-х гг. появились лицеи, гимназии, ориентирование на углубленное обучение по избранным областям. Однако сеть лицеев и гимназий развита недостаточно. Они мало доступны для большинства школьников. В последние годы сложилась такая ситуация, когда возникло массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах. Профилизация обучения в старших классах должна помочь решить указанные проблемы.
Возможные формы организации профильного обучения.
I. Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным (несколько профилей обучения). Учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять возможность школьникам осуществлять свои индивидуальные профильные программы.
II. Модель сетевой организации. В данном случае профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения других образовательных учреждений. Оно может быть представлено в виде двух основных вариантов.
Первый вариант. Несколько образовательных учреждений объединяются вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения (хорошая материальная база, высококвалифицированные кадры и т.д.). В данном случае образовательное учреждение берет на себя ту часть преподавания в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и часть профильного обучения, которую оно способно реализовать. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".
Второй вариант. Он основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного или высшего, среднего образования, привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащиеся имеют право выбора получение профильного обучения в школе, либо в кооперированных с общеобразовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и т.д.).
- Программа итогового государственного экзамена
- Содержание
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- Общие основы педагогики
- Теория и методика воспитания
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- История образования и педагогической мысли
- III. Работа с родителями
- IV. Внеклассная работа по физической культуре
- V. Нестандартные уроки
- Список литературы
- Требования к уровням освоения содержания разделов педагогики
- Требования к оценке творческих проектов (т.П.)
- Методические рекомендации по подготовке к государственным испытаниям по педагогике
- 1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога
- 2. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
- 3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя
- 4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.
- 5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- 6. Понятие цели гуманистического воспитания
- 7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
- 8. Эстетическое воспитание учащихся
- 9. Задачи и содержание физического воспитания
- 10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)
- Нравственное воспитание школьников.
- 12. Система форм и методов воспитания
- 13. Методы формирования общественного сознания учащихся
- 14. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 16. Методы стимулирования поведения и деятельности детей
- 17. Понятие о воспитательных системах. Их виды
- 18. Роль семейного воспитания в формировании личности школьника. Психологическая атмосфера семьи.
- 19. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
- 20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
- 21. Дидактические закономерности и принципы обучения. Принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью.
- 22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
- 23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
- 24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
- 25. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Метод дидактических игр: физкультурные, спортивные игры, их образовательное значение.
- 26. Методы стимулирования интереса к учению
- 27. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
- 28. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
- 29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
- 30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
- 31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова
- 32. Технология программированного обучения, его виды.
- 33. Педагогические идеи к.Д. Ушинского
- 34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
- Елизарова л.П. Программа итогового государственного экзамена по педагогике 2007
- 654005, Г.Новокузнецк, ул.Покрышкина 16 а