34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
А.С. Макаренко (1888 – 1939) - выдающийся педагог, который внес огромный вклад в развитие отечественной и зарубежной педагогике. Не смотря на то, что А.С. Макаренко работал во время административно-командного государства, он создал гуманную, оптимистическую педагогику. А.С. Макаренко любил детей, верил в их силы. Он считал, что к детям нужно относится с оптимизмом, с оптимистической гипотезой, «как к товарищам, как к гражданам, … уважать их права, обязанности, право на радость и обязанность ответственности»
Он разработал систему воспитания для нового общества, создал теорию воспитательного коллектива, как формы педагогического процесса, в котором формируются стиль жизни, нормы, отношения, вопросы организации и строения коллектива, методы воспитания в нем, методику формирования дисциплины, создание традиций. Ему принадлежит открытие многих педагогических находок, которые успешно используются в современной практике у нас и за рубежом (разновозрастные отряды, самоуправление, советы командиров, создание оптимистической атмосферы в коллективе, сочетание требовательности к воспитаннику и уважения, и т.д.)
А.С. Макаренко обратил внимание на то, какую огромную роль играет социальная среда, условия жизни, отдыха детей на их воспитание и развитие.
Он разработал учение о целях коллектива, требования, которым должны отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, правила взаимоотношения с детским коллективом.
Большое внимание он уделил трудовому воспитанию детей. Считал трудовое воспитание важнейшим элементом. По его мнению, ребенок участвует в производительном труде, это сразу меняет его социальный статус: превращает ребенка во взрослого гражданина.
А.С. Макаренко на практике соединил обучение с производительным трудом в колонии для малолетних преступников.
Он разработал важные вопросы семейного воспитания: структура семьи, ее культура, методы воспитания в ней. Рассматривал семью как коллектив.
Практический опыт педагога был очень успешным, за небольшой промежуток времени он сумел перевоспитать беспризорников. Многие из них в будущем стали педагогами и просто хорошими людьми.
Педагогические идеи А.С. Макаренко стали основой для развития социальной педагогике.
Основные работы педагога: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».
В.А.Сухомлинский (1918-1970) 33 года проработал директором Павлышской школы, написал 38 книг, десятки рукописей, посвятил свою жизнь детям. Основные работы «Духовный мир школьника» 1961, «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа» 1969, «Рождение гражданина» 1970 и др.
В.А. Сухомлинский считал, чтобы ребенок вырос нравственно воспитанным нужно в его сердце сформировать тревожность, хрупкость, отзывчивость, тонкость без этих качеств немыслимы стойкость, мужество, верность.
В нравственный идеал В.А. Сухомлинский включал определенные черты личности:
- дорожить святынями отечества как личностными ценностями;
- богатство духовного мира, интересы потребностей;
- потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
- чувство человеческого достоинства;
- уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
- любовь к труду.
По мнению В.А. Сухомлинского в детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу воспитания добрых чувств, человеческой чуткости.
Педагоги должны способствовать тому, чтобы детей волновали гражданские чувства, воспитанию гражданской ответственности, т.к. это одна из граней нравственного воспитания по мнению Сухомлинского он разработал методику нравственного воспитания. Выработку нравственности нужно начинать на первом этапе школьной жизни с близкого и дорогого детям, необходимо научить любить и беречь маму.
В.А. Сухомлинский большое внимание уделял воспитанию патриотизма, он считал, что это главная задача школы. Патриотическое воспитание – основа нравственности. В Павлышской школе была создана хрестоматия моральных ценностей, в которой были описаны тысячи подвигов, совершенных настоящими патриотами.
В школе проводились вечера, посвященные людям, которые были образцами гражданского служения Родине. Сухомлинский считал, что нравственные, гражданские ценности – это ничем не заменимое средство воспитания и самовоспитания.
Замечательный педагог считал, что каждое занятие ребенка: учение, труд, игра, чтение, играет огромную роль в нравственном воспитании.
- Программа итогового государственного экзамена
- Содержание
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- Общие основы педагогики
- Теория и методика воспитания
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- История образования и педагогической мысли
- III. Работа с родителями
- IV. Внеклассная работа по физической культуре
- V. Нестандартные уроки
- Список литературы
- Требования к уровням освоения содержания разделов педагогики
- Требования к оценке творческих проектов (т.П.)
- Методические рекомендации по подготовке к государственным испытаниям по педагогике
- 1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога
- 2. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
- 3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя
- 4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.
- 5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- 6. Понятие цели гуманистического воспитания
- 7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
- 8. Эстетическое воспитание учащихся
- 9. Задачи и содержание физического воспитания
- 10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)
- Нравственное воспитание школьников.
- 12. Система форм и методов воспитания
- 13. Методы формирования общественного сознания учащихся
- 14. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 16. Методы стимулирования поведения и деятельности детей
- 17. Понятие о воспитательных системах. Их виды
- 18. Роль семейного воспитания в формировании личности школьника. Психологическая атмосфера семьи.
- 19. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
- 20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
- 21. Дидактические закономерности и принципы обучения. Принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью.
- 22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
- 23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
- 24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
- 25. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Метод дидактических игр: физкультурные, спортивные игры, их образовательное значение.
- 26. Методы стимулирования интереса к учению
- 27. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
- 28. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
- 29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
- 30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
- 31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова
- 32. Технология программированного обучения, его виды.
- 33. Педагогические идеи к.Д. Ушинского
- 34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
- Елизарова л.П. Программа итогового государственного экзамена по педагогике 2007
- 654005, Г.Новокузнецк, ул.Покрышкина 16 а