logo
Programma_GAK_po_Pedagogike

34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании

А.С. Макаренко (1888 – 1939) - выдающийся педагог, который внес огромный вклад в развитие отечественной и зарубежной педагогике. Не смотря на то, что А.С. Макаренко работал во время административно-командного государства, он создал гуманную, оптимистическую педагогику. А.С. Макаренко любил детей, верил в их силы. Он считал, что к детям нужно относится с оптимизмом, с оптимистической гипотезой, «как к товарищам, как к гражданам, … уважать их права, обязанности, право на радость и обязанность ответственности»

Он разработал систему воспитания для нового общества, создал теорию воспитательного коллектива, как формы педагогического процесса, в котором формируются стиль жизни, нормы, отношения, вопросы организации и строения коллектива, методы воспитания в нем, методику формирования дисциплины, создание традиций. Ему принадлежит открытие многих педагогических находок, которые успешно используются в современной практике у нас и за рубежом (разновозрастные отряды, самоуправление, советы командиров, создание оптимистической атмосферы в коллективе, сочетание требовательности к воспитаннику и уважения, и т.д.)

А.С. Макаренко обратил внимание на то, какую огромную роль играет социальная среда, условия жизни, отдыха детей на их воспитание и развитие.

Он разработал учение о целях коллектива, требования, которым должны отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, правила взаимоотношения с детским коллективом.

Большое внимание он уделил трудовому воспитанию детей. Считал трудовое воспитание важнейшим элементом. По его мнению, ребенок участвует в производительном труде, это сразу меняет его социальный статус: превращает ребенка во взрослого гражданина.

А.С. Макаренко на практике соединил обучение с производительным трудом в колонии для малолетних преступников.

Он разработал важные вопросы семейного воспитания: структура семьи, ее культура, методы воспитания в ней. Рассматривал семью как коллектив.

Практический опыт педагога был очень успешным, за небольшой промежуток времени он сумел перевоспитать беспризорников. Многие из них в будущем стали педагогами и просто хорошими людьми.

Педагогические идеи А.С. Макаренко стали основой для развития социальной педагогике.

Основные работы педагога: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

В.А.Сухомлинский (1918-1970) 33 года проработал директором Павлышской школы, написал 38 книг, десятки рукописей, посвятил свою жизнь детям. Основные работы «Духовный мир школьника» 1961, «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа» 1969, «Рождение гражданина» 1970 и др.

В.А. Сухомлинский считал, чтобы ребенок вырос нравственно воспитанным нужно в его сердце сформировать тревожность, хрупкость, отзывчивость, тонкость без этих качеств немыслимы стойкость, мужество, верность.

В нравственный идеал В.А. Сухомлинский включал определенные черты личности:

- дорожить святынями отечества как личностными ценностями;

- богатство духовного мира, интересы потребностей;

- потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

- чувство человеческого достоинства;

- уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;

- любовь к труду.

По мнению В.А. Сухомлинского в детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу воспитания добрых чувств, человеческой чуткости.

Педагоги должны способствовать тому, чтобы детей волновали гражданские чувства, воспитанию гражданской ответственности, т.к. это одна из граней нравственного воспитания по мнению Сухомлинского он разработал методику нравственного воспитания. Выработку нравственности нужно начинать на первом этапе школьной жизни с близкого и дорогого детям, необходимо научить любить и беречь маму.

В.А. Сухомлинский большое внимание уделял воспитанию патриотизма, он считал, что это главная задача школы. Патриотическое воспитание – основа нравственности. В Павлышской школе была создана хрестоматия моральных ценностей, в которой были описаны тысячи подвигов, совершенных настоящими патриотами.

В школе проводились вечера, посвященные людям, которые были образцами гражданского служения Родине. Сухомлинский считал, что нравственные, гражданские ценности – это ничем не заменимое средство воспитания и самовоспитания.

Замечательный педагог считал, что каждое занятие ребенка: учение, труд, игра, чтение, играет огромную роль в нравственном воспитании.