logo
Programma_GAK_po_Pedagogike

22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.

«Принцип обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер общих указаний, правил, норм, которые регулируют процесс обучения. Принципы формируются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения».

Принцип наглядности один из классических принципов обучения. Его сущность в том, что эффективность обучения определяется тем, насколько умело учитель будет привлекать разнообразные органы чувств к изучению и переработке нового учебного материала учащимся. В процессе обучения детям нужно создать условия для наблюдения, измерения, проведения опытов. Такой путь позволяет эффективно усваивать учебный материал. В том случае, когда нет возможности дать для изучения реальные предметы, процессы, используются наглядные средства обучения: модели; рисунки; лабораторное оборудование.

Данный принцип основывается на особенности развития детей, стимулирует переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому. Принцип наглядности является основополагающим в преподавании физической культуры. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Некоторые из них:

В современной школе применяется кабинетная система обучения. Кабинетная система позволяет оснастить учебный процесс современными техническими средствами обучения. А переход учащихся из одного кабинета в другой помогает перестроится от одного вида интеллектуальной деятельности на другую. Дети наиболее комфортно чувствуют себя на различных уроках в специально оборудованных кабинетах физики, химии, литературы, в спортивном зале. Кабинетная система обеспечивает эффективность обучения и многообразие видов деятельности.

Средство обучения – это источник получения знаний, формирования умений и навыков. К ним относятся: наглядные пособия; учебники; дидактические материалы; технические средства обучения ТСО; оборудование; станки; учебные кабинеты; лаборатории; ЭВМ, ТВ.

К сложным средствам обучения относятся механические, электротехнические устройства. Учитель должен знать возможности и методику применения различных средств обучения в преподавании своего предмета. ТВ и видеотехника имеют большие возможности не только в демонстрации, но и в организации учения. В последнее время широко применяются аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства обучения: звуковой фильм, телевидение, программированные учебники, дидактические машины, компьютеры. Компьютер становится массовым средством обучения, воспитания, управления образованием и т. д., однако, чрезмерное увеличение компьютеризацией обучения может привести к отрицательным последствиям (нарушения здоровья, расстройство психики, разобщение детей).