20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
В формулировках понятие ПО нет единства, их анализ позволяет следующее определение – ПО – это организованное взаимодействие учителя и учащегося, направленное на достижение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Сущность ПО заключается в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.
ПО в дидактике рассматривается, как деятельность и имеет следующие компоненты:
Анализ исходной ситуации и определение целей обучения.
Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей.
Исполнение обучающих и учебных задач, организация учебной работы учителя и учеников.
Контроль и корректирование работы.
Анализ и оценка результатов обучения.
Функции обучения обеспечивают направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности школьника.
Образовательная функция.
Ее смысл состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, в формировании умений и навыков, в обучении их использования на практике. Научные знания - факты, понятия, законы, теории и т.д. Они должны стать достоянием личности, которая способна сознательно оперировать полученными знаниями для получения новых. Образовательная функция формирует у учащихся навыки работы с литературой их самостоятельной работы.
Воспитательная функция.
Ее важным аспектом является формирование мотивов учебной деятельности, что делает ее успешной.
Все функции выступают в комплексе.
Сущность воспитательной функции состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, убеждения, чувства, ценности, черты личности и т. д.
Развивающая функция.
В процессе учебы происходит развитие психомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы личности.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - результат единства реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. Сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала. В традиционном обучении стала универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. В месте с тем в теории и на практике доказана необходимость применять в обучении как индивидуально-аналитической так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса в их взаимодействии. Схема познания широко известна: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
Чувственное познание. В его основе лежат – первичные познавательные процессы: ощущение, восприятие. Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов и явлений. В отличии от ощущений (отражение отдельных свойств раздражителя) восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Восприятие зависит от поставленной перед учениками задачи, от мотивов его деятельности, эмоций и т.д. Чтобы управлять процессом восприятия учителю необходимо знать индивидуальность ученика, его интересы, мировоззрение и т.д.
Абстрактное мышление (понимание осмысление, обобщение).
В результате восприятия образы и представления оформляются в определенное смысловое значение, так как восприятие тесно связанного с мышлением, с пониманием сущности воспринимаемых предметов и явлений. Сознательность воспринять предмет – значит мысленно его назвать, т.е. отнести его к определенной группе, классу, обобщить его в слове.
Понимание. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным. Это в свою очередь позволяет более глубоко осмысливать учебный материал.
Осмысление. Информация строится на приемах умственной деятельности, мыслительных операциях (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификация и т.д.).
Осмысление учебного материала связано с формированием у учащихся отношения к нему, пониманием практического и личностного значения.
Обобщение. Отличается от осмысления более высокой степенью абстрагирования, переход от уяснения смысла к определению понятия. В процессе оперирования научными понятиями происходит установление связи между ними, формирование суждений. Сопоставление суждений позволяет сделать умозаключения, самостоятельные выводы.
Если избрана индуктивно-аналитическая логика, то обобщение завершает (в основном обучение). При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные данные (понятия, определения, теории, законы) вводятся в начале изучения темы или в процессе ее изучения.
Применение знаний (практика). Ценность, прочность знаний проверяется практикой. Применение знаний основывается на конкретизации (обратное восхождение от абстрактного к конкретному). Сущность конкретизации состоит в умении применять абстрактные знания в решении конкретных практических задач. Применение знаний осуществляется в различных формах и видах деятельности в зависимости от содержания учебного материала: упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских заданий и т.д.
- Программа итогового государственного экзамена
- Содержание
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- Общие основы педагогики
- Теория и методика воспитания
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- История образования и педагогической мысли
- III. Работа с родителями
- IV. Внеклассная работа по физической культуре
- V. Нестандартные уроки
- Список литературы
- Требования к уровням освоения содержания разделов педагогики
- Требования к оценке творческих проектов (т.П.)
- Методические рекомендации по подготовке к государственным испытаниям по педагогике
- 1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога
- 2. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
- 3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя
- 4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.
- 5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- 6. Понятие цели гуманистического воспитания
- 7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
- 8. Эстетическое воспитание учащихся
- 9. Задачи и содержание физического воспитания
- 10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)
- Нравственное воспитание школьников.
- 12. Система форм и методов воспитания
- 13. Методы формирования общественного сознания учащихся
- 14. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 16. Методы стимулирования поведения и деятельности детей
- 17. Понятие о воспитательных системах. Их виды
- 18. Роль семейного воспитания в формировании личности школьника. Психологическая атмосфера семьи.
- 19. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
- 20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
- 21. Дидактические закономерности и принципы обучения. Принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью.
- 22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
- 23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
- 24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
- 25. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Метод дидактических игр: физкультурные, спортивные игры, их образовательное значение.
- 26. Методы стимулирования интереса к учению
- 27. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
- 28. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
- 29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
- 30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
- 31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова
- 32. Технология программированного обучения, его виды.
- 33. Педагогические идеи к.Д. Ушинского
- 34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
- Елизарова л.П. Программа итогового государственного экзамена по педагогике 2007
- 654005, Г.Новокузнецк, ул.Покрышкина 16 а