logo
Programma_GAK_po_Pedagogike

31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова

Технология обучения (педагогическая технология) новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке. Технология обучения занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Однако, само слово пришло к нам из греческого языка «технос» - искусство, мастерство, «логос» – учение.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.

В практике современной школы применяются технология программированного обучения, новые компьютерные технологии, игровые педагогические технологии.

Педагогическая технология В.Ф. Шаталова имеет начало в 70-х годах. В этот период в стране осуществлялся переход к всеобщему среднему образованию в школе, которая не была подготовлена к решению этой задачи.

Учителя попали в очень сложное положение. От них стали требовать стопроцентной успеваемости школьников, однако, современная система обучения не позволяла это требование выполнять. Часть учителей стала на путь процентомании, другая часть – ушла из школы. А В.Ф. Шаталов разработал такую систему обучения, которая позволила решить эту педагогическую и общественную задачу.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ В.Ф. ШАТАЛОВА:

А. многократность повторения; обязательный поэтапный контроль; высокий уровень трудности; изучение крупными блоками; учение без принуждения; применение опорных сигналов; бесконфликтность учебной ситуации; гласность успехов каждого; открытие перспективных для исправления; все дети талантливы; личностно-ориентированный подход, гуманизм; соединение обучения и восприятия

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ

  1. первое развернутое объяснение учителя

  2. второе сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам

  3. изучение учащимися уменьшенных копий опорных плакатов

  4. работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях

  5. письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке прослушивание устных ответов товарищей

Б.ЖЕСТКОЕ ПОЭТАПНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Изучение учебного материала укрупненными единицами.

Теорию этой проблемы разработали П.М. Эрдниев, Л.И. Балашова. Так Л.И. Балашова установила, что информационная емкость учебного материала значительно повышается при параллельном структуировании учебного материала,

ПРИМЕР: Вместо того, чтобы давать детям 4 различные правила о придаточных предложениях разных видов, можно сразу дать одно правило:

места

времени

Придаточные предложения причины

цели

называются такие предложения, которые обозначают причину, цель действия главного предложения и отвечают на соответствующие вопросы.

Такой подход позволил развивать у учащихся умственные способности, уменьшил количество ошибок и т.д.

В. Широкое использование листов с опорными сигналами. Это наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал

Очевидно, что использование опорных сигналов облегчает усвоение нового учебного материала учащимися, помогает его запомнить, воспроизводить, ведет к успешности в обучении.