4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
Каждый человек обладает только ему при сущими индивидуальными качествами. Индивидуальные психологические особенности обусловлены наследственностью (природными задатками), особенностями деятельности и общения индивида, окружающей его средой и характером полученного им образования. Все эти факторы взаимодействуют друг с другом, порождая индивидуальность человека.
Индивидуальные особенности могут проявляться в физическом состоянии и здоровье, в познавательной деятельности (свойствах памяти, мышлении и других познавательных процессов, учебных интереcax: и склонностях, способностях к изучению тех или иных учебных предметов и т. д.); в чувственно-эмоциональной сфере (характере, темпераменте, способностях); во внутренних побудительных факторах поведения и деятельности (потребностях, мотивах, установках т. д.); в степени восприимчивости педагогических влияний, в динамике развития тех или иных личностных качеств, в уровне обученности и воспитанности.
К индивидуальным особенностям учащихся относятся прежде всего их способности.
В психологии под способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. Различают общие способности, обеспечивающие продуктивность и достаточную легкость в осуществлении различных видов деятельности и специальные способности, помогающие достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Общие способности относятся обычно к мыслительной деятельности и проявляются в таких качествах ума, как сообразительность, самостоятельность, критичность, гибкость, вдумчивость и др. Общие способности позволяют человеку проявить себя в разных областях науки, техники или искусства. Например, дети с такими способностями хорошо учатся по разным учебным предметам, характеризуются быстрым темпом обучения. Специальные способности человека проявляются в отдельных областях деятельности, например, в музыке, рисовании, математике, технике, при этом в других областях особых успехов у него не наблюдается.
Современный уровень развития науки позволяет утверждать, что каждый родившийся физиологически здоровый ребенок располагает достаточным фондом природных задатков
для физического, интеллектуального и эмоционально-художественного развития. Но, во-первых, генетические комбинации задатков у всех разные; во-вторых, задатки имеют благоприятные (сензитивные) периоды для их развития, за рамками которых способности могут так и не развиться; в-третьих, реализация самого богатого генотипа может быть блокирована в ранние периоды развития ребенка (условия пренатального развития, экологические условия и т. п.). Установлено также, что возможности развития (задатки) огромны и даже в благоприятных условиях используются недостаточно. Сензитивным периодом для развития большинства человеческих способностей является период до трех-пяти лет.
Все это необходимо педагогу знать (уметь диагностировать) и учитывать в своей работе. Так же как выше была осуществлена типология детей по возрасту, можно провести их типологию по индивидуальным особенностям. В настоящее время предложено много подходов к типологии детей. Все они не противоречат друг другу, так как все зависит от целей и критериев типологии. Например, выделяют такие категории детей, как одаренные, трудновоспитуемые, дети с особенностями психофизического развития. Заметим, что эти категории детей не взаимоисключают друг друга. Например, одаренный ребенок может быть трудновоспитуемым или может иметь особенности психофизического развития. И наоборот. К этим детям нельзя подходить со средними мерками, использовать стандартные методы обучения, так как они имеют особые образовательные потребности.
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения