Тема 1.7
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Требования к компетентности по теме
знать и уметь раскрывать сущность понятий «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология», <<профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»;
уметь характеризовать место и функции аксиологического компонента в структуре профессиональнопедагогической и методологической культуры учителя;
знать и уметь анализировать педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность;
представлять сущность и содержание аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Основные вопросы
1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».
2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.
3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
4. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Понятия темы
Ценность, аксиология, педагогическая аксиология, профессионально-педагогическая культура, методологическая культура, педагогические ценности
Рекомендуемая литератyра
1. Гавриловец, К. В. Аксиологический подход в учебно-воспитательном процессе / К. В. Гавриловец // Праблемы выхавання. - 2008. -№ 5. - С. 40-44.
2. Ильин, В. В. Аксиология / В. В. Ильин. - М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. - 216 с.
3. Пионова, Р С. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры / Р. С. Пионова// Адукацыя i выхаванне. - 2006. - № 4. - С. 80-84.
4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Изд. центр «Академию), 2002. - С. 31-37.
5. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -1 М. . Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
-
Содержание
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения