5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
В соответствии с рассмотренными выше парадигмами и моделями образования можно проследит по крайней мере, две педагогические позиции в решении проблемы активности растущей личности в своем развитии и воспитании. Для первой свойственен взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса. Важнейшими факторами развития личности признаются внешние воздействия. Воспитание при этом трактуется как влияние, воздействие, управление. Недостаточно учитывается фактор саморазвития личности.
Вторая педагогическая позиция предполагает признание личности субъектом своего развития и вocпитания. В философии и психологии понятие ((субъект» является фундаментальной категорией и определяется как носитель сознания, воли, отношений, предметно-практической деятельности и познания. Субъект проявляет активность во всех видах взаимодействия с миром. Более того, субъект выступает как целостная система внутренних условий, которые опосредуют все внешние факторы, в том числе педагогические.
Важным понятием для понимания рассматриваемой проблемы является понятие субъектности. Субъектность человека есть система присущих ему качеств и свойств, определяющих его как индивидуальность. К этим качествам относят, в частности, способность человека ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, быть стратегом своей деятельности. Признаками субъектности выступают также активность и самостоятельность в деятельности, ее творческий характер, саморегуляция, самоактуализация, рефлексия и др.
Гуманистическая позиция требует признания ребенка в качестве главной ценности в педагогическом процессе, признания его права и способности к саморазвитию, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. Роль ребенка в собственном развитии становится определяющей.
Выше утверждалось, что способность к саморазвитию - это генетически заданное свойство. Оно позволяет рассматривать воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития. Ему присущи инстинкты, желания, потребности, влечения, стремления к самопроявлению и самоутверждению. В этом заключается природная (биологическая) субъектная активность индивида.
С другой стороны, в человеческих общественных отношениях право на субъектность признается за индивидом с момента его рождения. Он получает индивидуальное имя, за ним осуществляется индивидуальный уход; он наделяется волей воспитателями, которые следуют за его потребностями, желаниями и т. п. Позже, когда ребенок посещает образовательное учреждение, он активно влияет (возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем обученности и воспитанности, принятием или непринятием педагогического воздействия и т. д.) на цели педагогов, на отбор содержания, методов, средств, форм педагогического процесса. Иначе говоря, социальное окружение (система воспитания) выделяют его в качестве субъекта-индивидуальности, наделенного активностью и особенностями, которые нужно сохранять, развивать, совершенствовать и при необходимости корректировать.
Таким образом, биологическое основание изначальной активности ребенка в воспитании дополняет психологическим основанием как признанием его психического своеобразия и социальным основанием в смысле признания за индивидом его особенного места в системе общественных отношений (В. С. Селиванов).
Вместе с тем многие педагоги утверждают, что подлинным субъектом педагогического процесса ребенок становится примерно в подростковом возрасте, когда он начинает осознанно ставить цели и организовывать деятельность по их достижению, а значит, ему доступна деятельность по самовоспитанию. Деятельность по самовоспитанию является высшим уровнем про явления активности растущей личности в своем развитии и воспитании. Вместе с тем в каждом возрасте ребенок проявляет активность в собственном развитии и воспитании. Первоначально это проявляется действием наследственности и первичных материальных потребностей, действием природного, психологического и социального оснований этой активности, в частности, в приспособлении, подражании, ориентации на взрослого, группу сверстников и, наконец, в самовоспитании.
Признание способности ребенка быть субъектом педагогического процесса приводит к пониманию процесса воспитания как создания условий для саморазвития, самореализации субъектов педагогического процесса.
Внешние факторы, в том числе воспитание, оказывают влияние на формирование личности только через стимулирование ее внутренней активности, саморазвития, самосовершенствования. В процессе воспитания происходит внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Важно, чтобы в результате этой переработки возникла встречная активность воспитанника, направленная на достижение тех целей и задач, которые ставит воспитатель. Поэтому одной из главных задач воспитания, образования в целом выступает формирование способности растущей личности к самовоспитанию.
Самовоспитание - сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом. Способность ребенка к самовоспитанию развивается по мере развития его сознания до уровня самосознания, когда ему становится доступным самопознание. Самосознание - это, во-первых, сознание себя как активного начала, субъекта деятельности; во-вторых, сознание своих психических свойств, своего отношения к окружающему миру (это предполагает достаточно развитое абстрактное мышление); в-третьих, социально-нравственная самооценка. Сознание, как известно, включает акт познания. Познание - процесс психического отражения, обеспечивающий при обретение и усвоение знаний. Если предметом познания выступает сам человек, то речь идет о самопознании.
Самосознание и самопознание основаны на механизме рефлексии. Рефлексия - это обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества. Самосознание человека работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией», тем самым оно регулирует поведение человека. Следовательно, « Я-концепция» личности играет важную роль в ее самовоспитании и воспитании. «Я-концепция» (по Р. Бернсу) - совокупность всех представлений личности о себе («Я-образ»), ее самооценка, принятие себя, а также ее потенциальная поведенческая реакция. Самопознание включает в первую очередь познание своей «Я-концепции». Для этого индивид наблюдает за собой, анализирует свои состояния и т. п. Кроме того, он познает свои потребности и их субъективные выражения (влечения, желания, интересы и т. д.), а также мотивы своих поступков, поведения в целом.
Таким образом, результатами самопознания могут быть: объяснение своего поведения и деятельности, их мотивов; знание потребностей, которые удовлетворяются в деятельности и поведении; знание своих черт характера и другое. Результаты самопознания - знания о себе реальном. Они обогащают «Я-концепцию», изменяют ее в сторону адекватности реальному «Я».
Самопознание - это своеобразное размышление о себе, о своей деятельности, о своих взаимоотношениях с окружающими людьми, обществом. Процесс самопознания индивида опирается на имеющиеся у него определенные психологические знания. К средствам самопознания можно отнести также литературу (научную, художественную и т. д.), искусство.
Основное же средство самопознания - деятельность субъекта познания. Результаты наблюдений за собой в различных видах деятельности, анализ этих результатов полезно фиксировать письменно, например, в дневниках.
Самопознание - первый шаг к самовоспитанию, его психологическая основа. Достаточно высокого уровня самосознания человек достигает обычно в подростковом и юношеском возрасте. Именно с этого возраста самовоспитание в полном смысле этого слова и становится возможным. Более того, воспитание в этом возрасте вообще невозможно без самовоспитания. Вместе с тем воспитывать у ребенка потребность, стремление и умения самовоспитания необходимо с самого раннего детства. Мотивами самовоспитания могут быть стремление достичь поставленной цели, желание не отстать от других, чей-либо пример, желание стать похожим на авторитетного человека, литературного героя и другие.
С процессом самовоспитания личности тесно переплетается ее самообучение. Самообучение- процесс обучения, организуемый самой личностью. Она сама определяет цели, задачи, содержание, методы, формы своего обучения, оценивает его результаты и вносит в случае необходимости коррективы. Самообучение - это активное учение, это свободное приобщение человека к знанию, к которому он сам определяет свое отношение (Н А. Бердяев). Как единый процесс самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразования. Педагогические аспекты самовоспитания рассмотрим в соответствующих темах.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите понятия «человек», «ИНДИВИД», «личность», «индивидуальность». Установите взаимосвязи между ними.
2. Какие концепции развития личности предложены в зарубежной и отечественной педагогике? Раскройте их содержание.
3. Каковы основные закономерности развития личности?
4. Раскройте значение наследственности, среды и воспитания в развитии и формировании личности. Приведите примеры.
5. Обоснуйте утверждение о том, что деятельность является важнейшим внутренним фактором развития личности.
6. Охарактеризуйте функции разных видов деятельности в развитии личности.
7. Опишите особенности воспитания и обучения детей разного возраста, опираясь на теорию возрастного развития личности.
8. Раскройте биологическое, психологическое и социальное основания активности ребенка в собственном развитии и воспитании.
9. Докажите, что самовоспитание есть высший уровень проявления активности личности в воспитании.
Глоссарий
Наследственность - свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений.
Среда окружающая - природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.
Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.
Деятельность - регулируемая сознанием (цели, мотивы) внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, порождаемая его потребностями.
Умение - способность осознанно выполнять определенное действие, способ успешного его выполнения.
Навык - достаточно автоматизированный (не требующий работы мысли) способ выполнения действий.
Поведение - деятельность, связанная с межличностными взаимоотношениями, т. е. направленная на других людей
Привычка - действие или элемент поведения (поступок), выполнение которого стало потребностью.
Отношения личности - система индивидуальных, сознательных, избирательных, оценочных связей личности с различными сторонами действительности.
Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.
Самовоспитание - сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие, и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, своей базовой культуры в целом.
Рефлексия - обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества.
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения