Тема 1.13.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Требования к компетентности по теме
знать и уметь раскрывать сущность понятий «метод обучения», «прием обучения»; уметь давать общую характеристику методов обучения;
знать и уметь осуществлять классификацию методов обучения по разным основаниям;
знать и уметь характеризовать методы организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
знать и уметь раскрывать сущность педагогического контроля, требования к нему; уметь характеризовать виды, формы, методы контроля и самоконтроля в обучении;
знать и уметь обосновывать требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся, раскрывать его функции; уметь давать общую характеристику десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся
знать и уметь обосновывать критерии выбора методов обучения, уметь проектировать их применение и сочетание в различных видах педагогического взаимодействия; уметь анализировать образовательную практику с точки зрения применяемых методов обучения.
Основные вопросы
1. Понятие o методах и приемах обучения.
2.Классификация методов обучения и воспитания.
3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
5.Педагогическийо контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
6. Критерии выбора методов обучения.
Понятие темы
Метод обучения; прием обучения; классификация методов обучения; словесные, наглядные, практические методы; педагогический контроль; методы контроля и самоконтроля в обучении.
Рекомендуемая литература
1. Капранова, В.А.. ОСНОВЫ школьной дидактики / В. А. Капранова, И. Г; Тихонова. - Мнск, 2002. - С. 89-106; 124-131.
2.Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - С.234-259.
3.Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. ПодласыЙ. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. - С. 470—510
4.Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. - Минск: ТетраСистемс, 2002. - С. 344-375, 471-480,486-510.
5.Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. Сластенина. - М. : Изд. центр «Академию), 2002. - С. 216-239.
6.Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М.:изд. центр «Академия», 2002. - С. 268-281.
7.Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. - С. 197-237.
Понятие о методах и приемах обучения
Метод (от греч. metodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития. По определению в методах обучения можно выделить методы преподавания и методы и учения.
Дадим общую характеристику методов педагогического процесса (обучения).
Метод - процессуальная сторона деятельности, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Методы педагогического процесса как способы деятельности включают все ее компоненты. Разнообразие видов и способов человеческой деятельности обусловливает и разнообразие методов обучения и воспитания.
Методы (приемы) обучения и воспитания - важные структурные компоненты целостного педагогического процесса. С их помощью осуществляется освоение учащимися содержания педагогического процесса, управление учебно-познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельностью учащихся, формирования их личностных качеств.
Методы педагогического процесса состоят из конкретных приемов. Прием обучения - это элемент метода обучения, разовое действие, шаг в реализации метода. Один и тот же прием может быть частью разных методов, один и тот же метод может включать разные приемы. Кроме того, возможны переходы методов в приемы и наоборот. К приемам, например, относят показ образца, демонстрацию опыта, сообщение плана урока, прием сравнения или аналогии, постановку проблемного вопроса, мнемонические приемы.
Методы педагогического процесса чаще всего применяются в комплексе. В то же время в каждой конкретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, наиболее эффективный с точки зрения решаемых педагогических задач.
Метод - сложное, многомерное и много качественное образование, содержание которого, с одной стороны подчиняется общим дидактическим положениям, закономерностям, принципам и правилам, а с другой стороны - обусловлено личностью учителя, особенностями ученика и конкретными условиями.
Результаты обучения, воспитания, развития учащихся зависят не только от содержания педагогического процесса от методов деятельности, посредством которых это обучение и воспитание осуществляется. Поэтому перед педагогом всегда стоит проблема выбора того или иного метода или комплекса методов и приемов, которые будут наиболее эффективными в данной педагогической ситуации.
Фонд методов педагогического процесса в настоящее время насчитывает десятки единиц. Разнообразие методов педагогического процесса, с одной стороны, и потребность в их комплексном применении - с другой, вызвали потребность в их систематизации и классификации.
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения