3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
В свете представленной выше Конвенции, права ребенка рассматриваются как его свобода и возможности в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обеспечение его жизненно важных потребностей и интересов, что находит отражение в законодательных, административных и других нормативных актах государственных органов власти.
В 1990 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о правах ребенка. Осенью 1993 года был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», который вступил в действие 11 декабря 1993 г. После принятия Закона в республике началось повсеместное целенаправленное ознакомление детей с их правами в ходе учебно-воспитательного процесса. В 1995-1996 учебном году в школах Беларуси был введен спецкурс «Права ребенка» объемом 10 учебных часов в каждом классе.
С принятием этого Закона изначально была связана разработка Национального плана действий Республики Беларусь по защите прав детей на 1995-2000 гг. В 1999 году был создан Национальный план развития образования в области прав человека на 1999-2004 гг. Этим планом предусматривалось создание в Республике многоуровневой системы образования в сфере прав человека и прав ребенка, издание учебников и учебно-методической литературы, подчеркивалась необходимость изучения курсов соответствующего содержания в условиях образовательных учреждений.
Закон «О правах ребенка» основывается на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь и определяет правовой статус детей, обеспечивая их физическое, нравственное и духовное здоровье, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей. Закон включает 5 разделов (см. схему 11).
Закон «О правах ребенка» имеет базовый характер в области прав детей, его принятие вызвало необходимость пересмотра содержания действующих на то время законов и принятия новых, где отражались бы различные аспекты проблемы защиты прав детей. К числу законодательных актов, действующих в Республике Беларусь и имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме помимо Закона «О правах ребенка», относятся;
Закон «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г., новый вариант - 2002 г., редакция - 2006 г.);
Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1991 г., редакция - 2002 г.);
Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г., новая редакция - 2002 г.);
Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992 г., редакция - 1997 г.);
Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999 г.);
Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О правах ребенка» (2000 г.);
Закон «О профессионально-техническом образовании» (2003 г.);
Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»(2004 г.);
Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2005 г.);
Закон «Об общем среднем образованию) (2006 г.), раскрывающий права, обязанности и ответственность как учащихся школы (ст. 44), так и их законных представителей (ст. 47), а также педагогических работников (ст. 46).
Схема 11
Например, в числе прав учащихся в Законе «Об общем среднем образовании» отражены права детей на бесплатное начальное и среднее образование; выбор общеобразовательного учреждения; обеспечение учебниками, учебными пособиями; поощрение за успехи в учебе и примерное поведение; охрану жизни и здоровья в ходе педагогического процесса; защиту чести и достоинства; участие в молодежных и детских общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Беларуси и др. В числе прав педагогических работников в Законе отражены права на защиту чести и достоинства; творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий; участие в конкурсах профессионального мастерства, в управлении общеобразовательным учреждением через педагогический совет и органы самоуправления и др.
Особое место в ряду правовых актов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних детей, занимают также такие законодательные акты, как Кодекс о браке и семье, Кодекс законов о труде, Кодекс об административных правонарушениях, а также Жилищный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовный процессуальный кодексы Республики Беларусь.
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения