logo
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности

Охарактеризованные выше функциональные виды педагогической деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной деятельности, которые относят к основным видам педагогической деятельности, осуществляемым в процессе образования учащихся. Преподавание - педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа - педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности. Эти два вида педагогической деятельности в их единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Сравним в общих чертах деятельность преподавания и воспитательную работу (таблица 1).

Таблица I

Отмеченные в таблице различия преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание «легче» организовать и реализовать. Кроме того, оно занимает в структуре педагогического процесса подчиненное положение.

Учитель (педагог) является субъектом профессиональной педагогической деятельности. Это выражается прежде всего в его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности в целом и педагогической деятельности, в частности. Эти отношения являются источниками его активности. Социальная позиция педагога формируется на основе его мировоззрения (взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и т. п.). В процессе профессиональной подготовки на их основе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности, которое в свою очередь выражается в направленности личности педагога (см. схему 7.). Социальная позиция педагога во многом определяет его профессиональную позицию, хотя прямой зависимости здесь нет. На выбор профессиональной позиции педагога влияют его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер, а также многие другие факторы.