logo
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе

Реализуя одно из своих фундаментальных прав, а именно, право на образование, ребенок большую часть своего детства проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе - опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости - во многом зависит его успешность в социуме и степень самореализации.

С усилением тоталитарной государственной системы в советский период в практике обучения и воспитания стали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека (восприятие ребенка как объекта воздействия со стороны взрослых),- «подгонка» его под заданный «шаблон личности» (воспитание без учета индивидуальных и половозрастных особенностей), нарушение прав учащихся (унижение и подавление личности ребенка, несоблюдение его интересов и т. д.), авторитаризм педагогов (опора на методы требования, приказа, запрета; ориентация на мнение исключительно педагога и др.).

Исходя из этого, система образования в предыдущие десятилетия была ориентирована на знаниевую модель, в основе которой были субъект-объектные отношения учителя и учащегося: управление деятельностью принадлежало учителю, а ученик был вынужден исполнять все, что предписывалось педагогом, нередко подчиняя ему свои интересы, мировоззрение и предпочтения. Этим и объяснялись те роли, которые доминировали в обучении и воспитании. Как показывает практика, для многих учителей и сегодня характерны следующие позиции: диктатор, консерватор, критик-эксперт, образец для подражания, руководитель процесса, лидер, а для ученика, соответственно, - подражатель, исполнитель, ведомый, стажер, участник процесса. При этом уважение к личности ученика и партнерские отношения часто декларируются только внешне, а некоторыми педагогами даже игнорируются.

Как правило, такое построение взаимодействия ученика и учителя приводит к равнодушному и даже негативному отношению ребенка к процессу учения, а нередко и к «отчуждению» учащегося от школы. Для того чтобы усваиваемые ребенком знания об окружающем мире имели для него личностный смысл, необходимо придать его деятельности ценностно-ориентационный характер, что предполагает его субъектное (личностно заинтересованное) отношение к образовательному процессу.

Рассматривая ученика как субъекта своего образования, следует представить такой тип образовательного процесса, который построен на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребенка, его самости и уникальности; в котором происходит согласование различных компонентов индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры; превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию; в котором учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками внутреннего и внешнего миров происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.

А. А. Плигин описал позиции, которые может занимать ребенок при субъектном отношении к образовательному процессу (см. схему 12): учитель и ученик (школьники выступают как в роли ученика, так и в роли учителя по отношению друг к другу); мечтатель, реалист, критик (в процессе создания проектов и творческой деятельности); исследователь, философ, художник (при демонстрации мировосприятия); историк, математик, химик, физик, биолог и т. д. (с позиции проявления интереса к различным областям знаний); журналист, учитель, инженер, менеджер, актер и т. д. (с точки зрения профессиональной ориентации).

Схема 12

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что позицию учащегося следует рассматривать как уровень развития у него учебной мотиваций и самосознания, который создает у него определенный тип отношений к учению, взрослым, другим , ученикам к самому себе. В плане субъектного отношения ребенка к образовательному процессу оптимальной следует считать его позицию исследователя, для которой характерен активный и самостоятельный поиск, обнаружение и применение информации в ходе учебно-воспитательной деятельности, представляющей собой в этом случае внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.

Переход ученика с позиции исполнителя на позицию исследователя определяется тем, что ребенок должен иметь право выбора, содержания, форм, средств и способов образования. Этому, а также формированию положительного отношения ребенка к учению и школе в целом способствует соблюдение в образовательном процессе ряда психолого-педагогических условий (см.схему 13).

Схема 13

Только благодаря соблюдению названных условий внутри образовательного процесса происходит согласование познавательного стиля ученика и обучающего стиля учителя; учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», мировоззрение, личностные качества, а отношения в системе «учитель - ученик» ориентируются на сотрудничество и свободу выбора.

1. Дайте определение понятиям «детство», «ребенок», «охрана и защита детства», «права ребенка», «декларация», «конвенция», «позиция учащегося».

2. Проследите развитие этики отношения общества и государства к детству в его историческом аспекте.

3. Проанализируйте содержание основных международных актов в области прав ребенка: Декларации о правах ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.).

4. Назовите основные положения белорусских нормативно-правовых документов в области прав ребенка (Конституции Республики Беларусь, Закона «О правах ребенка) и др.).

5. Раскройте права, обязанности и ответственность участников педагогического взаимодействия (на основе Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»).

6. Охарактеризуйте возможные позиции ребенка в образовательном процессе.

7. Обоснуйте условия формирования положительного отношения ребенка к школе.