logo
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

1. Понятие о целостном педагогическом процессе

С момента своего возникновения воспитание и обучение осуществлялись как целостный процесс трансляции знаний, опыта деятельности и норм поведения от старшего поколения младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Дальнейшее разделение труда в обществе постепенно привело к разграничению обучения и воспитания. Эти объективные процессы находили свое отражение и в развитии в педагогической мысли. В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в XIX в.

Приоритет в разработке понятия <<педагогический процесс» принадлежит П. Ф. Каптереву. В свое время он пришел к выводу: «"Обучение", "образование", "приучение", "воспитание", "наставление", "увещание. "взыскания" и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса"». В дальнейшем развивали представления о целостном педагогическом процессе С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и другие.

Вместе с тем, начиная с 1930-х годов, обучение и воспитание изучаются как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга. В середине 70-х годов ХХ века наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики.

Автopы современных концепций (Ю. К. Бабанский, Ю. П. Сокольников, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и другие) сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода. Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единства управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогическая система - «открытая» система, изменяющаяся под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике.

Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют (В. А. Сластенин и другие) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства).

Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике.

Наиболее общая педагогическая система - это система воспитания (образования), построенная обществом ,и выполняющая его социальный заказ. Ее под системами выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Основной подсистемой является учреждение образования.

Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс (от лат.processus- движение вперед, изменение) - 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо;2)совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:

1) обучающую - формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;

2) воспитательную - формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;

3) развивающую - развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия: