2. Структура содержания образования
В соответствии с вышеизложенной концепцией И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, в содержании образования выделяются четыре основных компонента (см. схему 28). Усвоение системы знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности обеспечивает формирование в сознании учащихся естественнонаучной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это основные понятия, категории, термины, факты, основные законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе,и т.п. Эти знания и составляют когнитивный опыт человечества и отдельной личности.
Схема 28
Опыт осущестления способов деятельности, известных обществу как компонент содержания образования, представлен интеллектуальными и практическими умениями как общими для многих учебных предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и т. д.), так и специфическими для определенных учебных предметов.
Овладение умениями и навыками позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру. Опыт творческой деятельности выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Включает творческие умения: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение возможных решений проблемы, нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных, и т. д. Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру определяет нормы отношений человека, а значит, его воспитанность. Отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры его чувств и привычек поведения.
Содержание образования может быть структурировано также по основным его отраслям. Под общим образованием понимают процесс и результат овладения индивидом основами наук, опытом отношений к миру и себе, умениями и навыками, необходимыми для формирования его мировоззрения, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, получения профессионального образования. Общее образование является базой к последующей специализации (в частности, профессионального образования) и сквозной линией всей системы непрерывного образования. В содержание общего среднего образования входят три основных цикла предметов: естественно-научный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Предметы естественно-математического цикла (биология, химия, физика, математика и другие) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человечества. Гуманитарные предметы (история, обществоведение, география, родной и иностранные языки, литература и другие) помогают учащимся постичь законы общественного развития, социальную природу человека. Художественные дисциплины (изобразительное искусство, музыка) приобщают к миру прекрасног, творчеству, формируют художественные умения и навыки, эстетический вкус и эстетические чувства. Трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культypa укрепляют здоровье, формируют трудовые умения, навыки и т. п.
Политехническое образование (выделяют как отрасль образования условно) является составной частью общего образования. Политехническое образование представляет собой процесс и результат овладения учащимися научными основами проuзводства, доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и овладению специальностью. Содержание политехнического образования составляют знания о законах природы (физики, химии, биологии) в связи с их технологическим применением, знания о научно-технических, организационно-экономических основах производства, о психологических закономерностях деятельности человека на производстве и соответствующие умения и нвыки. В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, дополняющее возможности учебных предметов естественнонаучного цикла.
Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации учащихся и получения профессионального (специального) образования. Профессиональное образование есть процесс и результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники, образования или культуры. Содержание профессионального образования представлено содержанием профессионально-технического, среднеспециального и высшего образования.
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения