logo
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

Тема 1.11

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЯ

1Понятие о содержании образования.

2.Структура содержания образования.

3.Источники, факторы и критерии отбора содержания образования.

4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.

5.Документы, определяющие содержание образования.

Содержание образования, структура содержания образования, общее образование, профессиональное образование, образовательные стандарты, учебный предмет, учебный план, учебная программа, учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс.

1.Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - С. 219-231.

2.Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. ПодласыЙ. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. - С. 316-331.

3.Пркопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. - Минск: ТетраСистемс, 2002. - С. 298-314.

4.Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. Сластенина. - М. : Изд. центр «Академию), 2002. - С. 184-200.

5.Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. :изд. центр «Академия», 2002. - С. 214-250.

6.Степаненков Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя i выхаванне,-2007, -С. 82-98.

7.Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. - С. 137-151.

Проблема содержания образования связана с решением вопросов о том, чему учить детей и молодежь в образовательных учреждениях, что может быть предметом самообразования человека, какие качества (отношения) личности необходимо воспитывать у ребенка. Содержание образования - один из основных компонентов

педагогического процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования интегрирует в себе содержание обучения и содержание воспитания.

Содержание образования - это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И. Я. Лернер). Как в истории педагогики решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования, какими принципами необходимо руководствоваться при отборе этого материала? Выдвигались

теории формального, материального, утилитарного образования.

Сторонники «формального образования» (Дж. ЛОКК, И. Г Песталоцци, И. Кант, И. Ф. Гербарт и другие) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование - это такое развитие способностей человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (п. Ф. Каптерев). Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению сторонников формального образования, знания само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (я. А. Коменский, Г Спенсер и другие) исходили из того, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо имущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщением ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».

К. Д. Ушинский и другие педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом. Формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. Каждая наука, каждый язык, искусство или ремесло своими особенными приемами и свойствами своего материала, своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений.

Известный представитель философии прагматизма, американский педагог Дж. Дьюи (1859-1952) в основу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. При этом он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам.

Содержание образования исследовали многие ученые (М Н Скаткин, В. С. Леднев, Ю. К Бабанский, И. .Я Лернер, В. В. Краевский и др.). При этом они исходили из того, что основная функция образования - это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, исследователи (И Я. Лернер, М Н Скаткин) показали, что культура - это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный предыдущими поколениями, который м быть усвоен личностью. Общими элементами для разнообразных видов деятельности являются: знания, опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению возникающих перед обществом проблем; опыт отношений к миру и самим себе, определяющий воспитанность личности. Все элементы взаимосвязаны, усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других элементов.

Таким образом, в современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования - это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В. С. Леднев).

В последнее десятилетие в Республике Беларусь наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию содержания образования, прежде всего в высшей школе. Компетентностный подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориентированного характера проффессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы по разрешению задач профессионального характера. Компетентность выпускника вуза трактуется как выраженная способность (доказана возможность) применять знания и умения, решать и реализовать широкий круг вопросов из профессиональной социальной и личностной сфер (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий).