Тема 1.11
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЯ
Требования к компетентности по теме
Знать сущность понятия «содержание образованию»; уметь раскрывать основные положения существующих теорий содержания образования,
знать и уметь характеризовать структурные компоненты содержания образования, источники, факторы и критерии отбора содержания образования;
знать и уметь анализировать тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь;
Уметь характеризовать документы, определяющие содержание образования на разных уровнях.
Основные вопросы
1Понятие о содержании образования.
2.Структура содержания образования.
3.Источники, факторы и критерии отбора содержания образования.
4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.
5.Документы, определяющие содержание образования.
Понятия темы
Содержание образования, структура содержания образования, общее образование, профессиональное образование, образовательные стандарты, учебный предмет, учебный план, учебная программа, учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс.
Рекомендуемая литература
1.Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - С. 219-231.
2.Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. ПодласыЙ. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. - С. 316-331.
3.Пркопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. - Минск: ТетраСистемс, 2002. - С. 298-314.
4.Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. Сластенина. - М. : Изд. центр «Академию), 2002. - С. 184-200.
5.Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. :изд. центр «Академия», 2002. - С. 214-250.
6.Степаненков Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя i выхаванне,-2007, -С. 82-98.
7.Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. - С. 137-151.
Понятие о содержании образования
Проблема содержания образования связана с решением вопросов о том, чему учить детей и молодежь в образовательных учреждениях, что может быть предметом самообразования человека, какие качества (отношения) личности необходимо воспитывать у ребенка. Содержание образования - один из основных компонентов
педагогического процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования интегрирует в себе содержание обучения и содержание воспитания.
Содержание образования - это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И. Я. Лернер). Как в истории педагогики решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования, какими принципами необходимо руководствоваться при отборе этого материала? Выдвигались
теории формального, материального, утилитарного образования.
Сторонники «формального образования» (Дж. ЛОКК, И. Г Песталоцци, И. Кант, И. Ф. Гербарт и другие) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование - это такое развитие способностей человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (п. Ф. Каптерев). Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению сторонников формального образования, знания само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.
Сторонники «материального образования» (я. А. Коменский, Г Спенсер и другие) исходили из того, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо имущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщением ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».
К. Д. Ушинский и другие педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом. Формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. Каждая наука, каждый язык, искусство или ремесло своими особенными приемами и свойствами своего материала, своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений.
Известный представитель философии прагматизма, американский педагог Дж. Дьюи (1859-1952) в основу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. При этом он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам.
Содержание образования исследовали многие ученые (М Н Скаткин, В. С. Леднев, Ю. К Бабанский, И. .Я Лернер, В. В. Краевский и др.). При этом они исходили из того, что основная функция образования - это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, исследователи (И Я. Лернер, М Н Скаткин) показали, что культура - это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный предыдущими поколениями, который м быть усвоен личностью. Общими элементами для разнообразных видов деятельности являются: знания, опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению возникающих перед обществом проблем; опыт отношений к миру и самим себе, определяющий воспитанность личности. Все элементы взаимосвязаны, усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других элементов.
Таким образом, в современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования - это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В. С. Леднев).
В последнее десятилетие в Республике Беларусь наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию содержания образования, прежде всего в высшей школе. Компетентностный подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориентированного характера проффессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы по разрешению задач профессионального характера. Компетентность выпускника вуза трактуется как выраженная способность (доказана возможность) применять знания и умения, решать и реализовать широкий круг вопросов из профессиональной социальной и личностной сфер (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий).
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения