Тема 1.9
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Требования к компетентности по теме
знать и уметь раскрывать сущность понятий «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие»
знать и уметь характеризовать функции, движущие силы, структуру целостного педагогического процесса;
уметь характеризовать педагогический процесс как целостное явление;
знать и уметь обосновывать закономерности и принципы педагогического процесса, уметь устанавливать взаимосвязь этих понятий;
уметь анализировать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе с точки зрения закономерностей и принципов педагогического процесса.
Основные вопросы
1. Понятие о целостном педагогическом процессе.
2. Структура и основные характеристики педагогического процесса.
3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса.
4. Закономерности педагогического процесса.
5. Принципы педагогического процесса и правила их реализации.
Понятия темы
Целостный педагогический процесс, функции педагогического процесса, структура педагогического процесса, педагогическое взаимодействие, педагогическая ситуация, педагогическая задача, закономерности, принципы, правила педагогического процесса.
Рекомендуемая литература
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. - М. : Изд. центр «Академия» 2003. - С. 60-63; 68-76; 80-89.
2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - С. 193-207.
3. Подласый, И П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - С. 431-436; 440-466.
4. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2001.- с. 75-83.
5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. :изд. центр «Академия», 2002. - С. 165-184; 290-299. - Гл. 9.
6. Смирнов, В. И Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. - М. : Логос, 2002. - С. 243-249.
7. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций / Т. А. Стефановская. - М. : Совершенство, 1998. - С. 120-139.
-
Содержание
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения