logo
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Каждый из охарактеризованных выше методов обучения обладает при умелом их применении педагогом стимулирующем воздействием. Вместе с тем имеется группа методов обучения, которая предназначена для решения этой задачи (см. таблицу 8). К методам симулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности относятся: создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении; игра; дискуссия; методы рефлексии и другие. Методы стимулирования долга и ответственности в учении представлены разъяснением личностной и общественной значимости учебно-познавательной деятельности; предъявлением требований, упражнениями по их выполнению; поощрением успеха и порицанием недостатков в учении; соревнованием и другими методами.

Игровые 'методы - способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступных определенному возрасту формах. В современной школе игровая деятельность используется:

В отличие от игр вообще (в литературе насчитывается около 200 разновидностей игр) педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. По виду деятельности игры разделяют на двигательные (физические), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса игры группируют на: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные. развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, poлевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др. По предметной области выделяют игры по всем школьным предметам. В зависимости от среды, в которой проводится игра, различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а так же с различными средствами передвижения. Цели педагогических игр разнообразны (Cм. схему 41).

Игровые методы реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, стимулирующих учащихся к учебной деятельности. Пути применения игровых мeтoдов на уроке: цели обучения ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой аудитории применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. В школьном обучении деловые игры используются для решения задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных и других умений.

Схема 41

Teхнология деловой игры состоит из следующих этапов:

Ролевая игра - социально-психологический тренинг, в процессе которого отрабатываются способы реагирования на разнообразные жизненные ситуации и способы поведения в этих ситуациях. Для проведения таких игр разрабатывается модель ситуации, распределяются роли с «обязательным содержанием». Операционные игры направлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать сочинения, вести дискуссии и т. д.

К методам мотивации и стимулирования уче6но-познавательной деятельности учащихся относятся также методы мыследеятельности, методы создания проблемных ситуаций и другие методы проблемного обучения.