Тема 1.3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
Требования к компетентности по теме
знать и уметь раскрывать сущность и структуру педагогической деятельности; уметь устанавливать взаимосвязь между структурными компонентами педагогической деятельности;
понимать сущность преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности; уметь определять сходство и различие между ними; уметь обосновывать позицию педагога как субъекта педагогической деятельности;
знать и уметь раскрывать содержание понятий «профессиональная компетентность педагога», «педагогическое мастерство», «педагогическое новаторство», «педагогическое творчество», уметь соотносить эти понятия;
знать и уметь охарактеризовать основные педагогические умения; уметь рефлексировать и диагностировать уровень сформированности у себя этих умений;
знать сущность профессионализма, внутренних и внешних факторов профессионального роста; уметь характеризовать содержание этапов профессионального становления и саморазвития, понимать сущность педагогической квалиметрии; уметь раскрывать назнаqение аттестации педагогических кадров.
Основные вопросы
1. Сущность и структура педагогической деятельности.
2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности.
3. Профессиональная компетентность педагога.
4. Педагогический профессионализм, этапы его становления.
Понятия темы
Педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, преподавание, воспитательная работа, гностическая, проектировочная, конструктивная, организаторская, коммуникативная деятельность, педагогические умения, педагогическая техника, педагогическое мастерство, новаторство, творчество, педагогическая квалиметрия, аттестация педагогов, педагогический профессионализм.
Рекомендуемая литература
1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие/Н. В. Бордовская, А. А. PeaH.—СПб.: Питер,2006. -С. 141-150.
2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - Гл. 1.
З. Общие основы педагогической профессии : учеб. пособие / авт.-сост. : И. И. Цыркун [и др.]. - Минск: Изд-во БГПУ, 2005. - 195 с..
4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. ПодласыЙ. - М.: Гуманит. ИЗД. центр «ВЛАДОС», 1999. - Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. - С. 262-290.
5. Прокопьев, И И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. - Минск: ТетраСистемс, 2002. - С. 171--187.
6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд.
центр «Академия», 2002. - С. 18-26; С. 47-56.
-
Содержание
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения