§ 4. Этика психологического исследования и диагностики
Связь научно-практической деятельности и нравственности — одно из условий существования и выживания современной цивилизации. С 80-х гг. XX в. в сфере исследований человека начинается настоящий «этический бум». Хельсинкская декларация, исправленная и дополненная в 1989 г., гласит, что психологическое исследование человека, как и биомедицинское, подчиняется двум главным этическим принципам — свободной воли и защиты испытуемых от негативных последствий.
Основной моральный принцип современной этической модели — биоэтики — принцип «уважения прав и достоинства личности». Вопрос об отношениях врача и пациента, психолога и клиента определяется новыми типами взаимоотношений — информационным, совещательным, интерпретационным, являющимися, по сути, формой защиты прав и достоинства человека.
На первый план вместо патерналистской модели защиты и сохранения жизни выходит принцип благополучия клиента, который реализуется доктриной информированного согласия — самоопределение клиента зависит от степени его информированности. Специалист обязан снабдить клиента всей интересующей его информацией, в том числе той, о которой, в силу своей некомпетентности, он может не подозревать. Клиент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его состоянием и получением профессиональной помощи. Специалист дает разъяснения относительно прогнозов изменения состояния, включая перспективу отказа от помощи, а клиент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее.
Решения клиента носят добровольный характер и соответствуют его собственным ценностям. В этом и состоит нравственный стержень взаимоотношений врач — пациент в биоэтике — принцип уважения личности. Однако необходимость уважать самоопределение пациента (клиента) в любом случае не означает, что нужно слепо идти у него на поводу. Предпосылка для самоопределения — это осознание возможности выбора и понимание достоинств и недостатков каждого из вариантов решения. Именно поэтому информирование и консультирование клиента выходят на первый план.Любая деятельность психолога-профессионала предполагает следование определенным нормам, регламентирующим в первую очередь взаимоотношения с клиентами и коллегами. Психолог несет особую ответственность за выбор нравственной позиции и принципов работы. Попытки разработать своеобразный «кодекс чести» психолога осуществлялись достаточно часто и реализованы в его вариантах, принятых в отдельных ассоциациях.
К принципиально решенным этическим проблемам принадлежат те, в которых после объяснения испытуемому всех обстоятельств дела было получено его согласие. При подаче исследовательских проектов, например, в Германии, еще до их собственно обсуждения, испрашивается вотум Комиссии по этике Немецкого общества психологии, которая проверяет соответствие именно этому критерию. Однако на практике за соблюдение и осуществление этих принципов не несет ответственности никакой орган, это находится в личной компетенции исследователя.
Существуют и не решенные этические проблемы, возникающие из-за несоблюдения принципов согласия на базе информации и защиты от негативных последствий или из-за того, что их значением полностью или частично пренебрегают ради других, «более высоких» целей. В психологии это чаще всего связано с отсутствующим или ограниченным разъяснением, с информированием, сделанным постфактум, а иногда и с сознательным обманом, как это было, например, при знаменитых экспериментах Мильграма.
Исследование С. Мильграмом психологических закономерностей подчинения власти было выполнено в Йельском университете и получило премию по социальной психологии Американской ассоциации развития науки.
В исследовании принимали участие экспериментатор, «ученик» и «учитель». Экспериментатор сообщал «учителю», что его интересует влияние наказания на эффективность обучения. «Учитель» должен был подвергать «ученика» разряду электрического тока, и увеличивать напряжение всякий раз, когда он дает неправильный ответ. По мере увеличения напряжения «ученик» демонстрировал все более сильные реакции — начиная со стонов и заканчивая криками агонии и биением о стены (300 вольт). (В действительности «ученик» был сообщником экспериментатора и никаким ударам тока не подвергался.) Если «учитель» в тот или иной момент отказывался продолжать, экспериментатор спокойно говорил, что это его обязанность. Как выяснил Мильграм, 62% испытуемых-»учителей» дошли до применения тока в 450 вольт.Исследование Мильграма подверглось критике с точки зрения этических норм из-за драматичных последствий для «учителей»: многие из них получили нервный срыв. Имел ли психолог право подвергать людей таким испытаниям? Не могло ли знание о том, что человек оказался способен на столь страшные поступки, повинуясь голосу власти, крайне негативно отразиться на его самооценке? Участники доверяли экспериментатору, и, заставив их пройти через столь унизительное испытание, не злоупотребил ли он этим доверием?
Ниже приводятся этические требования к проведению психологического исследования и психодиагностики, включенные в содержание этических стандартов, принятых Американской психологической ассоциацией (в сокращенном виде).
Психолог придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека и принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Испрашивая для себя свободу исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и внимания к интересам своих коллег и общества.
Принцип 1. Ответственность. Психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.
Принцип 2. Компетентность. Психолог знает границы своей компетентности и ограниченность своих методов и не предлагает своих услуг, а также не использует технику и методики, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам. [...]
Принцип 5. Публичные заявления. Сдержанность, научная предусмотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний характеризуют все заявления психологов, которые прямо или опосредованно дают информацию обществу. Нужно избегать преувеличений, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления. Когда дается информация о психологических процедурах и методах, необходимо указывать, что они должны использоваться только теми людьми, которые обучены их правильному использованию.Принцип 6. Конфиденциальность. Гарантировать сохранность информации об индивиде, которая получена психологом в ходе его обучения, практики или исследования, — первейшая обязанность психолога. Эта информация раскрывается: а) только после самого тщательного обдумывания и в том случае, когда имеется явная и надвигающаяся угроза индивиду или обществу; б) только представителям соответствующих профессий; в) обсуждается только в профессиональных целях и только с людьми, которых это касается.
Письменные и устные отчеты должны отражать результаты, соответствующие целям оценки; клинические и другие материалы используются в обучении и публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых соответствующим образом замаскирована.
Принцип 7. Благополучие клиента. Психолог, который просит, чтобы индивид предоставил ему информацию о своей личности в ходе исследования, или допускает, чтобы ему открыли эту информацию, делает это только после того, как точно установлено, что отвечающее лицо полностью осознает цели исследования, а также способы, которыми может быть использована информация.
Психолог, которому требуется использовать психологические тесты для дидактики, классификации или исследовательских целей, предохраняет своего испытуемого, предупреждая, что тесты и их результаты используются профессиональным путем. [...]
Принцип 13. Неразглашение теста. Психологические тесты и другие методы исследования, ценность которых отчасти зависит от неосведомленности испытуемого, не воспроизводятся и не описываются в популярных изданиях таким способом, который может сделать их невалидными. Доступ к таким методам ограничен теми людьми, кто профессионально заинтересован в них и гарантирует их надлежащее использование.
Психолог отвечает за контроль над психологическими тестами и другими методами исследования, а также способами инструктажа, если их ценность может быть дискредитирована путем разглашения широким слоям общества их специфического содержания или лежащих в основе принципов.
Принцип 14. Интерпретация тестов. Тестовые оценки, как и материалы теста, передаются только тем лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.
Материалы, предназначенные для сообщения родителям или для оценивания индивидов в школах, общественных учреждениях, тщательно рассматриваются для того, чтобы в случае необходимости снабдить их отзывом или проконсультировать индивида.
Результаты тестов и другие данные, используемые для оценки или квалификации, сообщают заинтересованным лицам таким способом, который предохраняет от ложной интерпретации или неверного использования. Обычно сообщается интерпретация тестовых результатов, а не оценка. [...]
Принцип 16. Меры предосторожности в исследованиях. Психолог принимает на себя обязанности, касающиеся благополучия своих испытуемых, как людей, так и животных. Ответственный психолог взвешивает альтернативные способы, которыми можно оценить энергию и ресурсы личности. Принимая решение провести исследование, психологи должны выполнять его, уважая людей, принимающих в нем участие и заботясь об их достоинстве и благополучии.
Ответственность за установление и поддержание приемлемой этической практики в исследованиях всегда лежит на конкретном исследователе.
Этическая практика требует, чтобы исследователь информировал участников обо всех особенностях исследования, которые, как предполагается, могут влиять на готовность человека принять в нем участие, а также объяснял все прочие стороны исследования, о которых расспрашивает участник. Отказ дать испытуемому полное объяснение накладывает на исследователя еще большую ответственность за обеспечение благополучия и достоинства участников исследования.
Откровенность и честность являются существенными характеристиками отношений между исследователем и участником исследования. Если методические требования исследования делают необходимыми скрытность или обман, исследователю нужно обеспечить понимание участником причин этого и восстановить прежние взаимоотношения. Исследователь должен уважать право индивида отказаться от участия в исследовании или прервать это участие в любое время.Допустимое с этической точки зрения исследование начинается с установления ясного и справедливого соглашения между исследователем и участником исследования, которое разъясняет ответственность каждого. Исследователь обязан уважать все обещания и обязательства, включенные в это соглашение.
Исследователь предохраняет участников исследования от физического и психического дискомфорта, вреда и опасности. Если существует риск таких последствий, исследователь должен проинформировать об этом участников, получить их согласие до начала работы и принять все возможные меры, чтобы уменьшить вредные последствия. Нельзя использовать те методы исследования, которые могут причинить серьезный и длительный ущерб его участникам.
Этическая практика требует, чтобы после того как данные собраны, исследователь дал участнику полное объяснение характера исследования и устранил те неверные представления о нем, которые могли возникнуть. Если научная или человеческая ценность исследования оправдывает задержку объяснения или утаивание данных, на исследователя налагается особая ответственность: он должен убедить испытуемых в том, что исследование не принесло им никакого вреда.
Если методы исследования могут привести к нежелательным для участника последствиям, исследователь обязан обнаружить их и избежать или исправить; это же относится и к отдаленным последствиям.
Когда на базе психодиагностики ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу, возникает ситуация, потенциально серьезно затрагивающая судьбы людей. Поэтому в принципах психодиагностики заложены одновременно социально-этические требования к психологу.
1. Принцип научной обоснованности требует от психодиагностической методики, чтобы она была, как минимум, валидной и надежной, т.е. давала результаты, заслуживающие доверия.
2. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информирования клиента о том, что и как у него будет выясняться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться.
3. Принцип объективности выводов требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, полученных с применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.
4. Принцип эффективности рекомендаций предполагает, что они должны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать рекомендации, практически бесполезные или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
При проведении психодиагностики предлагается соблюдать следующие морально-этические нормы:
· человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле, исключая особые случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом;
· перед тестированием нужно предупредить клиента о том, что в ходе исследования он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает;
· любой человек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могут использоваться;
· результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания;
· при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования;
· главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся тестами.
В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов. Они содержат общие обязательные нормы:
1. большинство тестов, предназначенных для профессионального отбора и экспертизы, запрещено для открытой публикации в СМИ в целях предотвращения их применения малоквалифицированными людьми и искажений в практическом применении, связанных с предварительным знакомством с ними;
2. психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (или соответствующую ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.
Специфические этические проблемы возникают при психодиагностике лиц с отклонениями в развитии. На это должен обращать внимание любой психолог независимо от его специализации — клинический психолог, психолог-консультант, психолог сферы образования и особенно специальный психолог.
Вопрос о необходимости информирования испытуемого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением. Помимо информирования, психолог обязан получить согласие клиента (при необходимости) на ознакомление с результатами его обследования других специалистов, проявлять корректность при проведении исследования либо в случае отказа от последнего.
Особенная тонкость необходима при психологическом исследовании таких людей, чья компетентность временно или постоянно ограничена по причинам: а) когнитивного нарушения и возникающих отсюда трудностей понимания; б) психического расстройства, поражающего волевые компоненты при принятии решений.
Вопрос об изменении образа Я клиента. Психологическая диагностика дает проводящему обследование определенные сведения о клиенте. Но и сам объект исследования в ходе диагностики может отметить какие-то свои особенности, на которые до сих пор не обращал внимания. Их осознание способно привести к не всегда позитивному изменению представлений о себе и даже принятию решений, неблагоприятных для дальнейшей жизни.Вопрос о понимании границ своей компетентности. Необходимо правильно понимать сущность и цели тестирования, а также осознавать ограниченные возможности как психодиагностических инструментов, так и собственные. Психолог не может быть универсальным специалистом, он должен знать границы своей компетентности и не только не принимать решений в области, выходящей за ее пределы, но и не браться за те случаи, к которым он не чувствует себя готовым.
Вопрос о толерантности психолога. Клиента необходимо принимать таким, какой он есть. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным, т.е. на него не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого (симпатии или антипатии), равно как и собственное настроение или состояние.
Наиболее важна способность психолога, которую Э. Г. Эйдемиллер обозначает как «принимающую нейтральность». Нейтральность означает, что все аспекты бытия клиента для специалиста одинаково важны, а принимающая позиция в том, что он отнюдь не равнодушен к личности клиента и его ситуации. В данном контексте психолог должен обладать умением выстраивать и контролировать дистанцию общения с пользой для клиента и для самого себя.
Вопрос о дефект-центризме связан с низкой профессиональной компетентностью или профессиональной деформацией специалиста. Самым ярким примером является подход к клиенту как к объекту — носителю определенного симптома, составной части синдрома. Такое отношение не подразумевает ценностного и целостного подхода к личности клиента, к системе его жизненных отношений.
Дефект-центризм иллюстрируется следующими высказываниями: «меня интересуют только особенности мышления», «явное нарушение мотивационной сферы» и т.п. К другим симптомам профессиональной деформации относится определенный профессиональный жаргон, обусловленный отношением к клиенту как к носителю болезни, тождественному ей; «награждение» клиентов обидными прозвищами — «этот дебил», «эта истеричка» и т.п.
Рассмотренные вопросы относятся к общеэтическим. Крайне важны этические требования к психологу сферы образования, поскольку практическая деятельность специального психолога более всего ориентирована именно на нее (Р. С. Немов):
· психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых имеет необходимое образование и квалификацию;
· психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психокоррекционных и психодиагностических методик, в своих выводах и рекомендациях;
· в случае применения методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях;
· психолог препятствует использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждает об этом тех, кто по незнанию пользуется их услугами;
· психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев экспертизы, оговоренных законом;
· если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица — представителя органа образования, врача, судьи и т.п., психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих;
· данные индивидуального обследования подростков, юношей и девушек психолог имеет право передавать другим лицам лишь при согласии на это самих испытуемых, при этом испытуемый имеет право знать, что и кому сообщается;
· допускается сообщение другим лицам только таких данных о детях, которые не могут быть использованы им во вред;
· психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует. По результатам обследования детей на ПМПК в целях выявления недостатков развития школа получает общее заключение об итогах исследования, но полные официальные данные о результатах выполнения примененных тестов могут быть переданы только с согласия самого обследуемого, его родителей или представляющих их лиц, например опекунов. Положение о конфиденциальности диагностической информации введено в проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями».
Широкое понимание этики — в определении ее как самоанализа и систематического осмысления предпосылок и следствий профессиональных действий, затрагивающих других людей и самого профессионала. Практика показывает острую актуальность формирования у будущего психолога и общих этических убеждений, и способности вникать в специальные этические вопросы в отдельных направлениях своей деятельности. Однако изучение этики не должно ограничиваться когнитивной составляющей, сюда обязательно должны включаться обучение по моделям, тренировка эмпатии, развитие умения делать логичные выводы и т.д.
Задания для самоконтроля
1. Обоснуйте необходимость естественно-научного подхода и объективных методов для исследования человека.
2. Раскройте механизмы интериоризации и экстериоризации применительно к построению формирующего эксперимента.
3. Выявите общее и различия между научным исследованием и психодиагностикой по параметрам цели, области применения, характера и использования результатов.
4. Объясните взаимоотношения научной проблемы и гипотезы; гипотезы и интерпретации данных.
5. Обоснуйте значимость требования толерантности психолога для обеспечения надежности и достоверности выводов исследования.
6. Аргументируйте позиции «за» и «против» доктрины информированного согласия испытуемого: а) взрослого; б) ребенка.
7. Объясните, каким образом популяризация тестов среди непрофессионалов снижает их диагностическую ценность.
8. Проанализируйте значение профессиональной этики с позиций ее необходимости: а) для психологического сообщества; б) каждого представителя этого сообщества; в) клиента.
Темы и вопросы семинаров
- Глава 1. Общие вопросы методологии психологического исследования
- § 2. Систематизация методов психологического исследования
- § 3. Организация и процесс психологического исследования
- § 4. Этика психологического исследования и диагностики
- Тема 1. Исследовательское и прикладное направление в изучении психики человека
- Тема 2. Профессиональное взаимодействие психолога с испытуемым в процессе исследования и психодиагностики
- Глава 2. История диагностики отклонений в развитии
- § 2. Экспериментально-психологические исследования и диагностика способностей
- § 3. Психолого-педагогическая теория и практика диагностики отклоняющегося развития
- Тема 1. Зарождение и развитие клинического направления в изучении нарушений и расстройств психического онтогенеза
- Тема 2. Психологический и социально-педагогический подходы к диагностике психического дизонтогенеза
- Глава 3. Методологические основы диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка
- § 3. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики
- § 4. Психологическое заключение и психологический диагноз
- Тема 1. Методология исследований отклоняющегося развития
- Тема 2. Организация и процесс комплексного диагностического обследования ребенка
- Глава 4. Методы психолого-педагогического изучения ребенка
- § 1. Эксперимент
- § 2. Наблюдение
- § 3. Беседа
- § 4. Анкетирование (опросники)
- § 5. Тестирование
- § 6. Анализ продуктов деятельности
- Глава 5. Исследование речевого развития ребенка
- § 2. Структура и уровни речевой деятельности. Этапы порождения высказывания. Речевые механизмы и речевые умения. Основные функции речи. Нейропсихологическая диагностика речевых функций.
- § 3. Цель и задачи логопедического исследования речи. Психолого-лингвистические критерии анализа нарушений речи.
- § 1. Детская речь и принципы анализа ее нарушений
- § 2. Нарушения речевого развития с позиций психолингвистики, нейролингвистики, нейропсихологии
- § 3. Задачи и содержание логопедического обследования
- § 4. Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка
- Глава 6. Методы интегративной диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Пренатальная диагностика и генетическое консультирование
- § 3. Нейропсихологическии подход в диагностике
- § 4. Основные задачи и методы нейропсихологической диагностики
- § 5. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод
- Глава 7. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- § 1. Влияние патологии на психическое развитие в раннем детстве. Проблемы дифференциальной диагностики.
- § 1. Значение ранней диагностики нарушений развития
- § 2. Комплексная диагностика развития в младенчестве и раннем детстве
- Глава 8. Дифференциальная диагностика
- § 1. Задачи дифференциальной диагностики. Проблема отграничения сходных состояний. Принцип комплексного исследования развития ребенка. Особенности клинического подхода к диагностике развития ребенка.
- § 1. Задачи и проблемы дифференциальной диагностики
- § 2. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
- Глава 9. Требования к организации психолого-педагогического обследования детей с нарушениями отдельных функций
- § 2. Обследование детей с нарушениями зрения
- § 3. Обследование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- § 4. Обследование аутичных детей