Глава 4. Методы психолого-педагогического изучения ребенка
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
М. В. Ломоносов
Когда попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята.
К. Бернар
Основные понятия
§ 1. Причины необходимости модификации экспериментальных методик для специальной диагностики. Основные принципы построения экспериментальных методик при нарушениях развития. Формы и этапы помощи при проведении эксперимента. Обучающий эксперимент. Анализ экспериментальных данных. Констатирующий и формирующий эксперимент.
§ 2. Проблемы организации наблюдения за ребенком с отклоняющимся развитием. Наблюдение базовых проявлений активности ребенка. Критерии качественной оценки особенностей поведения. Наблюдение во время психологического обследования: фиксируемые характеристики. Недостатки метода наблюдения.
§ 3. Беседа с обследуемым ребенком. Беседа с родителями (педагогами). Этапы взаимодействия с семьей ребенка с подозрениями на отклонения в развитии. Специфика консультирования семьи с «проблемным» ребенком.
§ 4. Опросники, их виды. Применение опросников как диагностического метода в специальной психологии. Опросники для родителей.
§ 5. Требования к применению стандартизированных тестовых методик. Проблемы тестирования лиц с отклонениями в развитии. Общие условия использования тестов при изучении аномальных Детей. Тестовые методики в дефектологической практике.
§ 6. Анализ письменных работ, классных и домашних заданий ребенка как продуктов деятельности. Метод рисунков при изучении личностных особенностей. Диагностика уровня возрастного развития с помощью метода рисунка. Определение уровня развития пространственных представлений. Условия интерпретации рисунков детей с отклонениями в развитии.
Выше мы уже говорили о том, что самостоятельных методов изучения и диагностики отклоняющегося развития как принципиальных способов получения фактического материала нет. Однако, исходя из своеобразия психологической реальности изучаемого феномена, реализация общепсихологических методов и методик обретает свою специфику. Дифференцированные требования к психодиагностике при различных конкретных вариантах дизонтогенеза рассматриваются в последней главе, здесь же мы остановимся на общих для всех видов нарушенного развития положениях по поводу применения различных методов.
- Глава 1. Общие вопросы методологии психологического исследования
- § 2. Систематизация методов психологического исследования
- § 3. Организация и процесс психологического исследования
- § 4. Этика психологического исследования и диагностики
- Тема 1. Исследовательское и прикладное направление в изучении психики человека
- Тема 2. Профессиональное взаимодействие психолога с испытуемым в процессе исследования и психодиагностики
- Глава 2. История диагностики отклонений в развитии
- § 2. Экспериментально-психологические исследования и диагностика способностей
- § 3. Психолого-педагогическая теория и практика диагностики отклоняющегося развития
- Тема 1. Зарождение и развитие клинического направления в изучении нарушений и расстройств психического онтогенеза
- Тема 2. Психологический и социально-педагогический подходы к диагностике психического дизонтогенеза
- Глава 3. Методологические основы диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка
- § 3. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики
- § 4. Психологическое заключение и психологический диагноз
- Тема 1. Методология исследований отклоняющегося развития
- Тема 2. Организация и процесс комплексного диагностического обследования ребенка
- Глава 4. Методы психолого-педагогического изучения ребенка
- § 1. Эксперимент
- § 2. Наблюдение
- § 3. Беседа
- § 4. Анкетирование (опросники)
- § 5. Тестирование
- § 6. Анализ продуктов деятельности
- Глава 5. Исследование речевого развития ребенка
- § 2. Структура и уровни речевой деятельности. Этапы порождения высказывания. Речевые механизмы и речевые умения. Основные функции речи. Нейропсихологическая диагностика речевых функций.
- § 3. Цель и задачи логопедического исследования речи. Психолого-лингвистические критерии анализа нарушений речи.
- § 1. Детская речь и принципы анализа ее нарушений
- § 2. Нарушения речевого развития с позиций психолингвистики, нейролингвистики, нейропсихологии
- § 3. Задачи и содержание логопедического обследования
- § 4. Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка
- Глава 6. Методы интегративной диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Пренатальная диагностика и генетическое консультирование
- § 3. Нейропсихологическии подход в диагностике
- § 4. Основные задачи и методы нейропсихологической диагностики
- § 5. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод
- Глава 7. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- § 1. Влияние патологии на психическое развитие в раннем детстве. Проблемы дифференциальной диагностики.
- § 1. Значение ранней диагностики нарушений развития
- § 2. Комплексная диагностика развития в младенчестве и раннем детстве
- Глава 8. Дифференциальная диагностика
- § 1. Задачи дифференциальной диагностики. Проблема отграничения сходных состояний. Принцип комплексного исследования развития ребенка. Особенности клинического подхода к диагностике развития ребенка.
- § 1. Задачи и проблемы дифференциальной диагностики
- § 2. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
- Глава 9. Требования к организации психолого-педагогического обследования детей с нарушениями отдельных функций
- § 2. Обследование детей с нарушениями зрения
- § 3. Обследование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- § 4. Обследование аутичных детей