logo
Шаповал

§ 4. Анкетирование (опросники)

Опросниками называются методики, содержащие в качестве материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. В опросниках «открытого» типа ответы даются в свободной форме, в опросниках «закрытого» типа — выбираются из предлагаемых вариантов.

Личностные опросники используются как специальные методики в диагностике личностных особенностей. Среди них выделяются опросники типологические, опросники черт личности, мотивов, ценностей, установок, интересов, например опросники Г. Айзенка, Миннесотский многоаспектный личностный опросник, личностный опросник Р. Кеттелла и др.

При изучении личности подростков и юношей (14—18 лет) широко применяется ПДО — Патохарактерологический диагностический опросник для подростков А. Е. Личко (модифицированный вариант — «Тест личностных акцентуаций» В. П. Дворщенко).

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации, не отражающей непосредственно особенности личности испытуемого. Это могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок и т.п., например выявляющие предпочтительные профессии из предлагаемого набора.

Одна из общих проблем использования опросников в том, что не всегда отвечающий дает достоверную информацию. Опросник обращается к самооценке, самосознанию, но самооценка может быть неадекватной: отвечающий может стараться «угодить» или бояться ответить «не так», и даже благоприятные условия обследования (анонимность, взаимное доверие) не снимают в полной мере неадекватности самопредставления испытуемого.

В связи со сказанным не рекомендуется использовать опросники в работе с аномальными детьми до подросткового возраста. Но и здесь применение опросников вызывает проблемы, связанные с дефектом.

Например, для незрячих необходим перевод на систему Брайля. У глухих возникают проблемы осознания содержания вопросов, они способны отвечать на них лишь на самой высокой ступени владения речью. Трудности в письме могут быть у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако этот метод имеет значительные преимущества при работе с детьми, имеющими дефекты произношения.

При работе с аномальными лицами необходимо обязательно убедиться в адекватности понимания ими поставленных вопросов; оценить реальное значение понятий, используемых в анкете; предусмотреть возможные отличия этих понятий для разных видов дефекта. Неэтично спрашивать слепых о визуальных качествах, глухим следует объяснить все абстрактные понятия (их, как правило, много в анкетах) и т.д.

Особое значение в применении опросников как диагностического метода имеет его техническая сторона, обусловливаемая психофизиологическими особенностями испытуемых: нарушениями зрительного восприятия, моторики, недоразвитием речи. Заполнение анкет и опросников самим психологом со слов испытуемого нарушает конфиденциальность исследования и снижает достоверность полученных ответов. Кроме того, лексические и логико-грамматические параметры вербального материала для многих видов отклоняющегося развития представляют отдельную трудность и требуют либо внесения в них изменений, либо помощи в понимании поставленных вопросов. Эта помощь, в свою очередь, также может искажать содержание ответов.

В целом стандартизированные анкеты, предназначенные для нормальной популяции, лишь в редких случаях можно предлагать аномальным лицам без соответствующей модификации формулировок вербального материала и последующего объяснения.

Особую роль в психолого-педагогическом изучении детей с отклонениями в развитии и поведении выполняют опросники-анкеты, разработанные для родителей или педагогов ребенка, такие, например, как опросник А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» (см. прил. 2). Четкое выделение составляющих поведения, эмоциональных реакций и состояний, характеристик деятельности позволяет родителям и педагогам достаточно подробно и детально проанализировать повседневные, типичные проявления психической жизни ребенка. Данные подобного опросника, во-первых, дают психологу ценную, разнообразную и структурированную информацию, которая не могла бы быть получена в ходе самого обследования; во-вторых, способствуют первичному опосредованному включению родителей (педагога) в диагностико-коррекционный процесс, помогая им глубже понять ребенка и его проблемы.