Тема 2. Психологический и социально-педагогический подходы к диагностике психического дизонтогенеза
1. Социально-педагогические факторы развития психодиагностики индивидуальных различий и рождения тестологии.
2. Развитие и критика тестометрического подхода к диагностике отклоняющегося развития.
3. Становление социально-педагогического направления в диагностике отклоняющегося развития: причины появления, исторические условия, значение на современном этапе.
Темы рефератов
1. Развитие и становление естественно-научного подхода к диагностике и изучению расстройств психики.
2. Параклинические методы диагностики патологии личности (Галль, Ломброзо, Шелдон и др.).
3. Социально-исторические аспекты диагностики психических расстройств и отклонений.
4. Философы о проблеме нарушений психики и ее развития.
5. Психология индивидуальных различий и диагностика аномальности.
6. Рождение и развитие тестологии в контексте диагностики отклоняющегося развития.
7. Развитие социально-педагогического подхода к диагностике аномальности в России и за рубежом.
8. Патопедология в истории диагностики отклонений в развитии.
Основная литература
1. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
3. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
Дополнительная литература
1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека. М.,2001.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 1. М., 1992.
3. Ждан А. Н. История психологии. М., 1990.
4. Каннабих Ю. В. История психиатрии. М., 2002.
5. Ляпидевский С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. М., 1973.
6. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М., 2003.
7. Сорокин В. М. Специальная психология. СПб., 2003.
- Глава 1. Общие вопросы методологии психологического исследования
- § 2. Систематизация методов психологического исследования
- § 3. Организация и процесс психологического исследования
- § 4. Этика психологического исследования и диагностики
- Тема 1. Исследовательское и прикладное направление в изучении психики человека
- Тема 2. Профессиональное взаимодействие психолога с испытуемым в процессе исследования и психодиагностики
- Глава 2. История диагностики отклонений в развитии
- § 2. Экспериментально-психологические исследования и диагностика способностей
- § 3. Психолого-педагогическая теория и практика диагностики отклоняющегося развития
- Тема 1. Зарождение и развитие клинического направления в изучении нарушений и расстройств психического онтогенеза
- Тема 2. Психологический и социально-педагогический подходы к диагностике психического дизонтогенеза
- Глава 3. Методологические основы диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка
- § 3. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики
- § 4. Психологическое заключение и психологический диагноз
- Тема 1. Методология исследований отклоняющегося развития
- Тема 2. Организация и процесс комплексного диагностического обследования ребенка
- Глава 4. Методы психолого-педагогического изучения ребенка
- § 1. Эксперимент
- § 2. Наблюдение
- § 3. Беседа
- § 4. Анкетирование (опросники)
- § 5. Тестирование
- § 6. Анализ продуктов деятельности
- Глава 5. Исследование речевого развития ребенка
- § 2. Структура и уровни речевой деятельности. Этапы порождения высказывания. Речевые механизмы и речевые умения. Основные функции речи. Нейропсихологическая диагностика речевых функций.
- § 3. Цель и задачи логопедического исследования речи. Психолого-лингвистические критерии анализа нарушений речи.
- § 1. Детская речь и принципы анализа ее нарушений
- § 2. Нарушения речевого развития с позиций психолингвистики, нейролингвистики, нейропсихологии
- § 3. Задачи и содержание логопедического обследования
- § 4. Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка
- Глава 6. Методы интегративной диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Пренатальная диагностика и генетическое консультирование
- § 3. Нейропсихологическии подход в диагностике
- § 4. Основные задачи и методы нейропсихологической диагностики
- § 5. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод
- Глава 7. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- § 1. Влияние патологии на психическое развитие в раннем детстве. Проблемы дифференциальной диагностики.
- § 1. Значение ранней диагностики нарушений развития
- § 2. Комплексная диагностика развития в младенчестве и раннем детстве
- Глава 8. Дифференциальная диагностика
- § 1. Задачи дифференциальной диагностики. Проблема отграничения сходных состояний. Принцип комплексного исследования развития ребенка. Особенности клинического подхода к диагностике развития ребенка.
- § 1. Задачи и проблемы дифференциальной диагностики
- § 2. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
- Глава 9. Требования к организации психолого-педагогического обследования детей с нарушениями отдельных функций
- § 2. Обследование детей с нарушениями зрения
- § 3. Обследование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- § 4. Обследование аутичных детей