logo
Шаповал

§ 4. Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка

Как говорилось выше, изменение характера взаимодействия детей с отклоняющимся развитием с окружающим миром, и прежде всего — вербальной коммуникации в той или иной степени и в той или иной форме, является общей специфической особенностью разных категорий таких детей. В одних случаях речевой дефект является первичным, в других — сочетается с другими нарушениями, в третьих — представляет собой вторичное отклонение. Поэтому так важно выяснить дефектное звено в нарушении речевого развития и причины его появления.

Комплексное обследование ребенка с отклоняющимся развитием включает, как правило, логопедическое, например, в психолого-медико-педагогической комиссии или на соответствующем консилиуме. Тем не менее, психолог, не пытаясь заменить собою логопеда, должен оценить речь ребенка с собственных позиций, в частности, выявить особенности динамической организации психических функций (нарушение тонуса, устойчивости, подвижности нервных процессов), недостаточность регуляторных процессов или отдельных корковых функций — праксиса, гнозиса, памяти и т.д.

Н. Я. и М. М. Семаго считают необходимым и возможным для психолога оценивать следующие характеристики речи:

речевую активность — слабая, адекватная, чрезмерная;

· качество звукопроизношения;

· объем активного и пассивного словаря и их соотношение;

· степень развернутости речевого высказывания и ответов в диалоге;

· наличие аграмматизмов;

· наличие «детских» слов, таких, например, как «бибика»;

· трудности инициации речевого высказывания;

· латентность (отсроченность) ответов;

· эмоциональность высказываний, их адекватность ситуации, соотнесенность эмоций с содержанием высказывания и ситуацией.

При оценке лингвистических представлений анализируются понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями — пространственно-временными и причинно-следственными:

· возможность словообразования;

· формирование сравнительных степеней прилагательных;

· подбор антонимов и синонимов;

· формирование и понимание пассивных речевых конструкций;

· оперирование пространственно-временными и причинно-следственными представлениями;

· решение вербальных задач с косвенным вопросом.

В. И. Лубовский предлагает психологу для оценки состояния речевого развития учитывать как результаты логопедического обследования, так и собственные данные, полученные при анализе понимания ребенком инструкций, называния объектов из стимульного материала, ответов на задания, спонтанных высказываний и высказываний во время беседы и т.д. В результате должно быть определено, существует ли недостаточность речи, а при ее наличии — средняя или грубая ее степень.

При нормальном уровне речевого развития состояние фонетико-фонематической стороны речи, ее словарного запаса и грамматического строя близко к нормативному состоянию для данного возраста. Недостатки произношения отдельных звуков, некоторая ограниченность активного словаря и грамматического строя (например, трудности в употреблении некоторых предлогов, отсутствие сложных предложений и т.п., что характерно для детей с ЗПР) не снижают оценки речевого развития как нормального — в пределах бытовой тематики активная речь в основном правильная диагностическим критерием является возможность ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний, например, при описании картинки или спонтанных высказываниях, адекватных ситуации.

Средняя степень недостаточности речи: у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в истории развития отмечаются позднее появление слов при их сильной искаженности, задержанное появление первых фраз, ограниченность словаря, дефекты произношения отдельных звуков и аграмматизмы.

При грубых недостатках речевого развития ребенок на рубеже дошкольного и школьного возраста имеет трудности внутреннего программирования и речевого оформления высказываний, выраженные недостатки грамматического строя, наличие в активном словаре лишь высокочастотных слов, недостатки произношения нескольких групп звуков, трудности в различении фонем.

Задания для самоконтроля

1. Объясните различия в подходах к исследованию речи ребенка и взрослого.

2. Докажите необходимость обследования речи для составления заключения об уровне психического развития.

3. Проанализируйте системный характер взаимодействия фонетико-фонематического, лексического, грамматического уровней речи.

4. Обоснуйте взаимосвязь и взаимовлияние сенсомоторного и семантического уровней речи на примере чтения.

5. Объясните, почему не только состояние устной речи определяет успешность овладения навыками письменной речи.

6. Выделите общие параметры речевой деятельности и раскройте характер их влияния на успешность ее осуществления. Какие функции речи наиболее тесно связаны с этими параметрами?

7. Сформулируйте несколько гипотез о причинах большого числа школьников, не успевающих по русскому языку.

Тема и вопросы семинара

1. Современные подходы к диагностике речевого развития ребенка

2. Психолингвистические основы развития речи.

3. Нейропсихология речи и ее нарушений.

4. Цели, задачи, ориентиры логопедического изучения состояния речи ребенка.

5. Мультимодальность в исследованиях нарушений речи и ее развития.

Темы рефератов

1. Роль речи в развитии психики и личности ребенка.

2. Закономерности развития речи в онтои дизонтогенезе.

3. Механизмы вторичных нарушений речевого развития при дефицитарном дизонтогенезе.

4. Обследование речи ребенка при диагностике уровня его умственного развития.

5. Нейропсихологический анализ нарушений речи при локальных повреждениях мозга.

6. Подходы к диагностике нарушений письменной речи у детей.