logo
Шаповал

§ 2. Систематизация методов психологического исследования

За период своего становления и развития психология выработала различные методы познания психики, из которых одни применяются чаще, другие — реже. Нельзя, однако, говорить о том, что этот метод — лучше, а тот — хуже: каждый из них имеет свои достоинства. И это не только надежность или валидность метода, но и, например, возможность его использования, продуктивность относительно затрат, сенситивность, социальная и этическая приемлемость, трудоемкость, возможность ошибок и т. д. В целом же эффективность использования метода определяется совершенством владения им, а также способностью определять адекватность условий его применения.

Психодиагностика понимается двояко:

1. как специальная область психологии, разрабатывающая методы и различные психодиагностические средства выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности;

2. как специфическая сфера деятельности психолога, связанная с практической постановкой психологического диагноза или принятием квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии в целом или же о каком-либо отдельном психологическом свойстве отдельного клиента, группы или организации.

Психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога — это процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях, специфический вид познавательной деятельности, отличающийся от психологического измерения и исследования. Психодиагностику, как считает А. Ф. Ануфриев, можно отнести и к сфере науки, и к области искусства, поскольку ее процесс базируется как на методах научного познания и логическом рассуждении на базе точно установленных фактов, так и на опыте и интуиции психолога.

Психодиагностика может быть составной частью экспериментального исследования или же выступать самостоятельно — как метод исследования или как область деятельности практического психолога по обследованию объекта. К основным задачам психодиагностики относятся:

· установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;

· определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;

· при необходимости — описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;

· сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.

Психодиагностические методы исследования нацелены, как правило, на проверку гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками. В качестве объекта психодиагностической оценки может выступить практически все, что изучает психология, — от ощущений отдельно взятого человека до сложных социально-психологических процессов, разворачивающихся между людьми и их группами.

Диагностика конкретного случая обычно представляет собой систематический, основанный на гипотезе процесс поиска несоответствия, например между различными уровнями реакции или сферами поведения, после чего эти несоответствия интерпретируются применительно к проблеме.

Известны случаи, когда в педагогических исследованиях в баллах (словно в метрах или килограммах) измерялась, например, степень выраженности патриотизма ученика старших классов. Исследователь рискует начать измерять патриотизм и убежденность личности в тех же единицах, что вес и рост индивида, когда он не отдает себе отчета о том, на каком уровне методологии работает, путает общефилософские положения о человеке с его конкретными характеристиками, поясняет А. Г. Асмолов.

В отличие от научно-исследовательских задач, направленных на выявление общих закономерностей жизни и развития психики, цель диагностического процесса — ответить на психологически поставленные вопросы и подготовить фундамент для решений в рамках процесса решения психологической проблемы. Необходимо помнить, что результаты диагностического обследования носят гипотетический характер, и их интерпретация немыслима без обращения к специальным знаниям, профессиональному и личному опыту. Разные авторы, опираясь на разные критерии, предлагают свои классификации психодиагностических методов.Например, Б. Г. Ананьев называет среди этих методов тесты, анкеты, опросники, социометрию, интервью, беседу. Р. С. Немов выделяет:

· методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированное и свободное);

· опросные методы — анкеты, опросники, интервью;

· объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;

· экспериментальные методы психодиагностики.

А. Г. Шмелев, исходя из критерия «объективности-субъективности» метода, дифференцирует психодиагностические методики на следующие:

· приборные психофизиологические методики;

· аппаратурные поведенческие методики;

· объективные тесты с выбором ответа;

· тесты-опросники;

· методики субъективного шкалирования;

· проективные методики;

· стандартизированное аналитическое наблюдение;

· контент-анализ;

· включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием;

· психологическую беседу (интервью);

· ролевую игру;

· активный обучающий эксперимент;

· качественный анализ деятельности.

Рассмотрим подробнее наиболее часто применяемые в психологическом исследовании и диагностике методы.

Наблюдение — научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, но научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Житейские наблюдения имеют случайный, неорганизованный характер. Научный метод наблюдения - это переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности (табл. 1).

Таблица 1 Варианты наблюдения как метода исследования

Критерий выделения

Вариант наблюдения

Основная характеристика

Субъект наблюдения

Внешнее.

Внутреннее (интроспекция)

Прямое наблюдение за объектом со стороны. Наблюдение за собственными внутренними процессами или использование данных интроспекции испытуемых

Процедура

Свободно.

Стандартизированное

Не имеет установленных рамок или программы, может меняться по желанию наблюдателя. Ведется по четкой и заранее определенной программе, строго следуя ей

Участие исследователя

Включенное.

Стороннее

Исследователь участвует в процессе, за которым наблюдает.

Личное участие исследователя в наблюдаемом процессе исключено

Эксперимент (латин. experimentum — проба, опыт) — единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.

С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента как метода исследования:

1. в эксперименте в отличие от наблюдения исследователь сам вызывает изучаемое им явление;

2. экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3. в эксперименте возможно последовательное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4. эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных данных (табл. 2).

Таблица 2. Варианты психологического эксперимента

Критерий выделения

Вариант эксперимента

Основная характеристика

Условия проведения

Лабораторный.

Естественный.

Полевой

Искусственная ситуация с использованием специальной аппаратуры.

Обычные жизненные условия, вмешательство психолога не нарушает их естественности для испытуемого.

Использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной

Влияние на развитие психики

Констатирующий.

Формирующий (обучающий, воспитывающий)

Выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего свойства или качества на данный момент.

Направленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств

Большинство психодиагностических методов разделяется экспертные (клинические) и стандартизированные (тестовые). Основной психодиагностический инструментарий представляют собой тесты.

Тест — это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый как носитель предполагаемого качества. Тесты с экспериментом объединяет то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест рождается из эксперимента, создается на его основе и становится самостоятельным методом при определении норм и стандартов его выполнения.

Психологические тесты можно охарактеризовать следующим образом:

· стандартизация, то есть заранее заданные правила проведения интервью, его оценки, интерпретации;

· получение выборок поведения и вывод о его качествах;

· квантификация (измерение признаков);

· критерии качества — объективность, надежность, валидность и т.д.

В основе для классификации тестов чаще всего лежат цель, содержание и форма психологического тестирования, производимого с их помощью. Например, по характеру цели тесты могут быть предназначенными для отбора, распределения и классификации испытуемых. Социометрические тесты исследуют межличностные отношения в малых группах (табл. 3).

Использование тестовых методик должно опираться на их соответствие основным требованиям:

· дифференцирующие возможности — диапазон выявляемых методикой различий;

· надежность — степень устойчивости, стабильности получаемых результатов;

· валидность — свойство методики измерять именно то, на что она заявлена, соответствие психологических показателей особенностям поведения человека;

· точность — способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе диагностического эксперимента.

Таблица 3. Варианты тестовых методик

Критерий выделения

Вариант

Основная характеристика

Деятельность испытуемого

Тест-опросник

Тест-задание.

Проективный тест

Комплекс вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Оценивает наличие и степень развития у испытуемого изучаемого качества на основе того, как он выполняет специальные задания.

Содержит сюжетно-неопределенные ситуации, интерпретируя которые испытуемый проецирует на персонажей собственные неосознаваемые качества

Количество испытуемых

Индивидуальный.

Групповой

Для работы с каждым испытуемым в отдельности.

Допускает одновременное тестирование группы испытуемых

Материал теста

Вербальный. Невербальный

Основан на анализе собственных высказываний испытуемых.

Использует для обобщений и выводов неречевые показатели

Способ анализа

Количественный.

Качественный

Позволяет получать числовые показатели степени развитости изучаемого свойства.

Предполагает развернутую описательную характеристику

Способ шкалирования

Градуальный.

Альтернативный

Степень развитости изучаемого свойства выражается в цифрах при помощи определенной шкалы.

Допускает только два взаимоисключающих вывода типа «да» и «нет»

Характер изучаемого феномена

Обший

Специальный

Исследует свойства общего характера, например общий интеллект.

Оценивает некоторое особенное свойство, отличающее человека от других, например вербальное или образное мышление

Наблюдение, эксперимент и психодиагностическое исследование могут применяться относительно самостоятельно, но чаще сочетаются. Естественно, что во время эксперимента за испытуемым наблюдают, изменения его состояния замеряются и фиксируются средствами психодиагностики. Однако в данном случае ни наблюдение, ни психодиагностика не выступают как самостоятельные методы исследования.

Опрос как психодиагностический метод подразделяется на устный и письменный, свободный и стандартизированный. Как понятно из названия самого метода, испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов по поводу изучаемого явления.

Наиболее распространенный вариант письменного опроса — анкета. В отличие от устного опроса анкетирование не позволяет увидеть реакцию отвечающего и изменить вопрос, переформулируя его; в то же время устный опрос более трудоемок и требует от психолога специальной подготовки.

Устный опрос может быть определен как беседа или интервью. Он является более «психологичной» формой опроса, так как здесь имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное социально-психологическим закономерностям, среди которых важнейшее место принадлежит установлению контакта с интервьюируемым.

При свободном опросе перечень и содержание задаваемых вопросов не ограничены жесткими рамками, что позволяет своевременно менять тактику исследования по мере необходимости. Стандартизированный опрос предполагает строгую схему и однозначность задаваемых вопросов и ожидаемых ответов.

Моделирование как метод исследования используется в случаях высокой сложности или труднодоступности изучаемого явления и невозможности применения эмпирических методов — наблюдения, эксперимента и т.д. Искусственная модель повторяет основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого феномена, позволяющие детально исследовать его. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.Анализ продуктов деятельности основывается на общей закономерности связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. К его стандартизированным и формализованным вариантам относятся контент-анализ и графология. Контент-анализ применяется при изучении характеристик разного рода текстов, системы смысловых единиц, помогающих выявить психологические особенности автора; при этом широко используются математические модели. Графология исследует характеристики почерка, связанные с определенными психологическими свойствами его автора.

Менее строгие формы применяются в качественном анализе таких продуктов деятельности, как сочинения или рисунки.