§ 3. Организация и процесс психологического исследования
А. Р. Лурия описывает четыре этапа, через которые неизменно проходит любой человек при решении новой для себя проблемы:
1. изучение условий задачи (выясняется сущность возникшего вопроса и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для его решения);
2. разработка стратегии решения проблемы (создание общего плана предполагаемых действий);
3. определение тактики решения проблемы (выбор того или иного конкретного метода осуществления необходимых действий);
4. сопоставление найденного решения с исходными данными и продолжение умственной деятельности, если они не согласуются.
Научный метод исследования складывается, как правило, из четырех последовательных этапов.
1. Формулировка и постановка проблемы — обычно в форме вопроса. Чаще всего вопрос касается причин, факторов или условий происхождения, существования либо специфики того или иного феномена. Во многих случаях проблема может быть связана не с причинно-следственными, а с корреляционными зависимостями. Принципиально важно, чтобы формулировка проблемы имела психологическое содержание, т.е. опиралась на предварительно выработанные теоретические представления.
2. Формулировка гипотезы — предположительного ответа на поставленную проблему, опирающегося на уже известные факты и имеющего поэтому всегда декларативный характер: проверить на истинность можно лишь конкретное утверждение. Гипотеза — это основанная на фактах догадка, предполагающая, с некоторой долей вероятности, существование взаимозависимости. При исследовании новой проблемы, относительно которой еще нет никаких данных, второй этап пропускают и переходят к третьему — «чтобы что-то усмотреть».
3. Проверка гипотезы путем экспериментального выявления фактов, которые подтвердили бы ее или опровергли.
4. Интерпретация экспериментальных, данных в целях создания, усовершенствования, пересмотра или дополнения существующей теории.
Исходя из логики этапов психологического исследования, Б. Г. Ананьев предлагает общую систематизацию его методов.
[...]
Первый, организационный этап — определение общей стратегии и тактики исследования — предусматривает соответствующие организационные методы.
Если исследование — это сравнение данных, принадлежащих относительно разным объектам, то организационным будет сравнительный метод: для изучения какого-то психического феномена сопоставляются группы, в целом гомогенные (однородные), но гетерогенные (различающиеся) по какой-то характеристике — полу, этнической принадлежности, программе обучения и т.п.
Например, исследования влияния метода обучения на успеваемость были проведены Г. О. Лейтом. В эксперименте приняли участие 500 учащихся. В результате были выявлены отчетливые различия в успеваемости при обучении, ориентированном на исследовательские возможности учеников. Средние показатели оказались почти вдвое выше для учащихся с низким уровнем тревожности по сравнению с показателями учащихся с высоким уровнем тревожности. В ситуации, ориентированной на пояснения учителя (традиционное обучение), никаких отличий между двумя группами с разным уровнем тревожности не обнаружилось. Можно сделать правомерный вывод, что нет метода обучения, который был бы хорошим или плохим сам по себе — его эффективность или неэффективность в большей степени определяется личностью ребенка, к которому он применяется.В возрастной психологии сравнительный метод предстает как метод поперечных срезов: различные возрастные группы сопоставляются по уровню развития какого-то свойства, качества, что дает возможность делать выводы о закономерностях или динамике развития исследуемого свойства.
Лонгитюдный метод представляет собой многократные обследования одних и тех же лиц (лица) на протяжении длительного времени.
Так, проследив жизненный путь взрослых людей с 13 до 45 лет, Д. Блок статистически выделил пять мужских и шесть женских типов развития личности и установил, что некоторые из этих типов отличаются большим постоянством психических черт.
Например, лица с гипертрофированным самоконтролем в подростковом возрасте отличались повышенной эмоциональной чувствительностью, самоуглубленностью, плохо чувствовали себя в неопределенных ситуациях, легко отчаивались, были зависимы и доверчивы. Перевалив за 40, они остались столь же ранимыми, склонными уходить от потенциальных фрустраций, испытывать жалость к себе, напряженными и зависимыми. Среди них оказался самый высокий процент холостяков.
И метод поперечных срезов, и лонгитюдный метод направлены на определение возрастных особенностей развития, но пути исследования различны. В первом случае при наличии достаточного количества испытуемых и объема данных психолог может выявить обобщенные характеристики каждого возрастного этапа и сформулировать определенные закономерности развития исследуемого феномена. Применяя лонгитюдный метод, психолог осуществляет «продольный срез» развития одного испытуемого или одной группы, проводя обследование по одним и тем же параметрам длительное время.
Метод срезов экономичен, поскольку позволяет охватить исследованием большее количество лиц в более короткие сроки, в то же время лонгитюдный метод более тонок, так как дает возможность увидеть специфику индивидуального развития. На практике эти методы могут выступать как взаимодополняющие.
Комплексный метод Б. Г. Ананьев также включает в группу организационных методов, но выделяет его по иному основанию — критерию междисциплинарности исследования: изучается объект представителями одной науки или разных, когда устанавливаются связи и зависимости между явлениями различного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием. Как метод срезов, так и лонгитюдный метод могут быть комплексными и некомплексными.В современной психологии в качестве организационных предлагается также выделять субъективный и объективный методы. К первому относят самонаблюдение (интроспекцию) и отчеты о самонаблюдении других лиц. Однако вопрос о надежности субъективного метода до сих пор остается открытым, поскольку истинное содержание сознания в самонаблюдении может искажаться, и поэтому данные самонаблюдения трудно считать достоверными. Кроме того, вербальные средства выражения внутренних состояний у разных людей различны, что может привести к трудностям интерпретации отчета испытуемого о собственной психической жизни. Перефразируя Ф. И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, и понимание дается, как нам дается благодать».
Объективный метод предполагает обращение к тем аспектам, которые можно зафиксировать средствами стороннего наблюдения, — к изменениям поведения, речи, деятельности и т.д., отражающим определенную психическую реальность. Объективный метод — это строгая схема исследования, выбор испытуемых и методики эксперимента или диагностики, возможно полный контроль условий исследования и недопущение влияния неучтенных факторов. Использование субъективных данных при этом не исключается, но как окончательная реальность они не рассматриваются.
Исследование может проводиться индивидуально и с группой лиц. Как правило, для экспериментального исследования организуется выборка — группа людей, отобранная согласно определенным характеристикам. Количество испытуемых должно быть достаточно для статистической обработки результатов, при этом выборка должна быть репрезентативной, т.е. равномерно представлять все исследуемое сообщество.
Например, если испытуемыми в эксперименте являются студенты университета, то в выборке должно быть процентное соотношение лиц женского и мужского пола, успевающих и неуспевающих, обучающихся на гуманитарных факультетах и естественно-научных и т.д., аналогичное соответствующим соотношениям по университету в целом.Из выборки выделяются экспериментальная группа — лица, отобранные непосредственно для эксперимента, и контрольная — лица, выделенные из участвующих в эксперименте для контрольного исследования. Наличие контрольной группы обязательно — без нее невозможно с уверенностью констатировать наличие причинно-следственной связи.
Очень важно, чтобы испытуемые не знали, к какой группе — экспериментальной или контрольной — они принадлежат. Нередко только одно обстоятельство, что человек знает об участии в эксперименте, может привести к исключительным результатам (эффект плацебо).
В конце эксперимента сравниваются результаты экспериментальной и контрольной групп относительно начала и окончания исследований. Если все остальные условия эксперимента тщательно контролировались, а различия оказались статистически значимыми, психолог делает вывод, что изучавшийся фактор и в самом деле может являться причиной изменений.
Любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации (уровень шума, время суток, состояние испытуемого и т.д.), называется переменной. Манипулирование переменными — одно из важных преимуществ эксперимента. Создав определенную ситуацию, экспериментатор может внести в нее новый элемент и определить, возникает ожидаемое изменение в ситуации как следствие произведенного им изменения или нет.
Переменная, которую изменяет экспериментатор, называется независимой, переменная, возникающая при действии независимой переменной, определяется как зависимая. Гипотеза, проверяемая в эксперименте, формулируется как предполагаемая связь между независимой и зависимой переменными.
Все прочие переменные в эксперименте должны быть примерно равными, и хотя их идеальное воспроизведение невозможно, контроль многих из них (чтобы избежать вариаций от одного испытуемого к другому или от сеанса к сеансу) эксперимент позволяет осуществить. Эти переменные называются контролируемыми.Существуют и переменные, которые нельзя контролировать, например, психологическое состояние испытуемого во время эксперимента, отношение к самому эксперименту и экспериментатору и т. д. Это промежуточные переменные, лежащие между зависимыми и независимыми, которые следует учитывать при интерпретации результатов.
Д. Розенхана (США) заинтересовали различные подходы в отношении лечения психических расстройств и, в частности, вопрос о том, насколько легко могут быть искажены диагнозы психиатров. В одном из экспериментов группам психиатров и клинических психологов предлагали прослушать записанную на пленку беседу врача и пациента. Независимой переменной стало сообщение экспериментатора о мнении врача, что пациент производит впечатление невротика, но на самом деле страдает психическим заболеванием. В записанной беседе пациент давал «нормальные» ответы на вопросы, которые задавались в целях выяснения диагноза.
Когда о мнении врача испытуемым не сообщалось, все приходили к выводу, что человек не страдает психическим заболеванием. Когда же группа была ознакомлена с мнением врача еще до прослушивания пленки, 60% психиатров и 28% клинических психологов оценили человека как психически больного. Эти данные подтвердили гипотезу о том, что оценки психиатров зачастую пристрастны.
Приведенный пример иллюстрирует одну из важных закономерностей психологического исследования. Образ человека, которым осознанно или неосознанно пользуется исследователь, влияет на всю его практику работы с человеком и в ряде случаев на реальную подстройку личности под этот образ. Если же нормативно-оценочная характеристика личности проникает из обыденного сознания в психологическое исследование, она приводит к искажениям представлений о человеке (А. Г. Асмолов).
Ко второй группе методов исследования относятся экспериментальные методы, или методы сбора данных. Они были систематизированы и кратко описаны в предыдущем параграфе, а здесь отметим, что кроме применяемой методики на результаты диагностики влияют:
· ситуация и ее восприятие испытуемым;
· понимание полученной им инструкции;
· личность и поведение самого диагноста. Например, если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При наличии тревожности испытуемый будет беспокоиться, ощущать угрозу своей личности — т.е. воспринимать ситуацию как потенциально опасную. Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает у испытуемых склонность давать ответы, которые, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что испытуемый будет стараться «угодить» психологу. Поэтому от диагноста требуется спокойное, уравновешенное, достаточно ровное, доброжелательное и уважительное поведение.
От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок, отсутствие неоднозначно трактуемых слов и выражений. Желательно применять письменную форму инструкций, при этом влияние характеристик экспрессивной речи самого диагноста на понимание инструкции минимально, к тому же устные инструкции легко забываются.
К методам обработки данных относятся количественный (статистический) и качественный анализы. Соответствующие знания и умения будущие психологи получают при изучении специальных дисциплин. Мы остановимся на самых общих положениях.
Статистический анализ данных включает прежде всего описательную статистику — описание, подытоживание и воспроизведение полученных данных в виде таблиц и графиков, вычисление среднего для распределения результатов и т.д.
При помощи правил индуктивной статистики выясняют, до какой степени можно распространить результаты, полученные на данной выборке, на ту популяцию, из которой она выделена.
Метод корреляции (англ, correlation — взаимосвязь, взаимоотношение, связь) — математический метод обнаружения взаимосвязи между зависимой и независимой переменными. Если при увеличении значения одной переменной другая тоже увеличивается, отмечается положительная корреляция; если же уменьшается — отрицательная.Корреляция не означает причинно-следственную связь! Часто при наличии явной зависимости между двумя переменными делается поспешный вывод, что один фактор является причиной другого. На самом деле может быть много других объяснений подобной зависимости.
Вот пример из мировой научной практики. Весьма серьезная группа исследователей проработала огромный объем статистических данных, пытаясь таким образом выявить причину онкологических заболеваний, и обнаружила, что остров Кипр — единственное место в мире, где не зарегистрировано ни одного случая заболевания раком. При дальнейших исследованиях удалось выявить, что от всех прочих регионов человеческого обитания Кипр отличается лишь тем, что на нем совершенно нет асфальтированных дорог. Был сделан вывод: причиной онкологических заболеваний является применение асфальта.
Метод корреляции подразделяется на параметрические и непараметрические методы. Первые используют такие параметры, как среднее значение или дисперсия данных, связанных с количественной оценкой. Обязательное условие: число этих данных должно быть достаточным, а распределение — нормальным. Во всех других случаях — при очень небольших выборках или использовании качественных данных, которые нельзя измерить и единственной их количественной оценкой является частота встречаемости (например, число больных, получивших лечение, и число тех, кому это лечение помогло) — применяют непараметрический метод.
Среди интерпретационных методов Б. Г. Ананьев выделяет:
· генетический — анализ материала в плане происхождения, развития и преобразования тех или иных психических явлений с выделением отдельных фаз, стадий и т.п.;
· структурный — установление структурных связей между всеми характеристиками личности.
Интерпретация данных, полученных посредством методов психодиагностики, как правило, выполняется на базе двух критериев:
1. при качественном сравнении с нормой или эталоном, в роли которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологическом нормативе (СПН), с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;
2. при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.
Г. Олпорт, изучив результаты исследований личности, констатировал, что существует около 50 ее различных определений, имеющих право на существование. Один и тот же феномен психики может быть исследован по-разному, в естественно-научной или гуманитарной парадигме, причем абсолютные границы между этими подходами к изучению данного феномена отсутствуют.
В научных исследованиях человека применяются как феноменологические, описательные, так и логические методы. Но чаще всего вслед за феноменологией идет логический метод, предполагающий как можно более полное рассмотрение предмета со всех его сторон и во всех его отношениях и, кроме того, в его развитии.
Организация исследования, выбор его методов, средства обработки данных и, безусловно, их интерпретация зависят прежде всего от того, какой именно психологической теории, концепции придерживается исследователь, какие положения и определения наиболее адекватны его рабочей гипотезе.
- Глава 1. Общие вопросы методологии психологического исследования
- § 2. Систематизация методов психологического исследования
- § 3. Организация и процесс психологического исследования
- § 4. Этика психологического исследования и диагностики
- Тема 1. Исследовательское и прикладное направление в изучении психики человека
- Тема 2. Профессиональное взаимодействие психолога с испытуемым в процессе исследования и психодиагностики
- Глава 2. История диагностики отклонений в развитии
- § 2. Экспериментально-психологические исследования и диагностика способностей
- § 3. Психолого-педагогическая теория и практика диагностики отклоняющегося развития
- Тема 1. Зарождение и развитие клинического направления в изучении нарушений и расстройств психического онтогенеза
- Тема 2. Психологический и социально-педагогический подходы к диагностике психического дизонтогенеза
- Глава 3. Методологические основы диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка
- § 3. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики
- § 4. Психологическое заключение и психологический диагноз
- Тема 1. Методология исследований отклоняющегося развития
- Тема 2. Организация и процесс комплексного диагностического обследования ребенка
- Глава 4. Методы психолого-педагогического изучения ребенка
- § 1. Эксперимент
- § 2. Наблюдение
- § 3. Беседа
- § 4. Анкетирование (опросники)
- § 5. Тестирование
- § 6. Анализ продуктов деятельности
- Глава 5. Исследование речевого развития ребенка
- § 2. Структура и уровни речевой деятельности. Этапы порождения высказывания. Речевые механизмы и речевые умения. Основные функции речи. Нейропсихологическая диагностика речевых функций.
- § 3. Цель и задачи логопедического исследования речи. Психолого-лингвистические критерии анализа нарушений речи.
- § 1. Детская речь и принципы анализа ее нарушений
- § 2. Нарушения речевого развития с позиций психолингвистики, нейролингвистики, нейропсихологии
- § 3. Задачи и содержание логопедического обследования
- § 4. Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка
- Глава 6. Методы интегративной диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Пренатальная диагностика и генетическое консультирование
- § 3. Нейропсихологическии подход в диагностике
- § 4. Основные задачи и методы нейропсихологической диагностики
- § 5. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод
- Глава 7. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- § 1. Влияние патологии на психическое развитие в раннем детстве. Проблемы дифференциальной диагностики.
- § 1. Значение ранней диагностики нарушений развития
- § 2. Комплексная диагностика развития в младенчестве и раннем детстве
- Глава 8. Дифференциальная диагностика
- § 1. Задачи дифференциальной диагностики. Проблема отграничения сходных состояний. Принцип комплексного исследования развития ребенка. Особенности клинического подхода к диагностике развития ребенка.
- § 1. Задачи и проблемы дифференциальной диагностики
- § 2. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
- Глава 9. Требования к организации психолого-педагогического обследования детей с нарушениями отдельных функций
- § 2. Обследование детей с нарушениями зрения
- § 3. Обследование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- § 4. Обследование аутичных детей