Тема 2. Организация и процесс комплексного диагностического обследования ребенка
1. Требования к организации обследования.
2. Этапы и условия диагностики.
3. Качественно-количественная оценка данных психологической диагностики.
4. Психологическое заключение и диагноз по результатам обследования.
Темы рефератов
1. Анализ актуальности направлений диагностики отклоняющегося развития в России и за рубежом.
2. Требования к организации обследования ребенка с отклонениями (по материалам периодики).
3. Специфика диагностической работы психолога в условиях консультации и школьной практики.
4. Количественно-качественная оценка данных в психологических исследованиях детей с отклоняющимся развитием.
5. Сущность и специфика психологического диагноза.
Основная литература
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
3. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000.
4. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д, 2000.
5. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.
6. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М., 2003.
7. Усанова О. Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990.
Дополнительная литература
1. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: Система основных понятий. М, 1995.
2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.
3. Коробейников И. А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития у детей // Дефектология. 1995. № 6.
4. Лубовский В. И., Переслени Л. И. К вопросу об инструментарии психологических обследований в связи с широкой публикацией методической литературы // Дефектология. 1997. № 1.
5. Переслени Л. И., Слободяник Н. П., Шушковская А. А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и классы коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников //Дефектология. 1998. № 2.
6. Розанова Т. В. Программы подготовки специалистов для ПМПК//Дефектология. 1995. №4.
7. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.
8. Яссман Л. В., Данюков В. Н. Основы детской психопатологии. М., 1999.
- Глава 1. Общие вопросы методологии психологического исследования
- § 2. Систематизация методов психологического исследования
- § 3. Организация и процесс психологического исследования
- § 4. Этика психологического исследования и диагностики
- Тема 1. Исследовательское и прикладное направление в изучении психики человека
- Тема 2. Профессиональное взаимодействие психолога с испытуемым в процессе исследования и психодиагностики
- Глава 2. История диагностики отклонений в развитии
- § 2. Экспериментально-психологические исследования и диагностика способностей
- § 3. Психолого-педагогическая теория и практика диагностики отклоняющегося развития
- Тема 1. Зарождение и развитие клинического направления в изучении нарушений и расстройств психического онтогенеза
- Тема 2. Психологический и социально-педагогический подходы к диагностике психического дизонтогенеза
- Глава 3. Методологические основы диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка
- § 3. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики
- § 4. Психологическое заключение и психологический диагноз
- Тема 1. Методология исследований отклоняющегося развития
- Тема 2. Организация и процесс комплексного диагностического обследования ребенка
- Глава 4. Методы психолого-педагогического изучения ребенка
- § 1. Эксперимент
- § 2. Наблюдение
- § 3. Беседа
- § 4. Анкетирование (опросники)
- § 5. Тестирование
- § 6. Анализ продуктов деятельности
- Глава 5. Исследование речевого развития ребенка
- § 2. Структура и уровни речевой деятельности. Этапы порождения высказывания. Речевые механизмы и речевые умения. Основные функции речи. Нейропсихологическая диагностика речевых функций.
- § 3. Цель и задачи логопедического исследования речи. Психолого-лингвистические критерии анализа нарушений речи.
- § 1. Детская речь и принципы анализа ее нарушений
- § 2. Нарушения речевого развития с позиций психолингвистики, нейролингвистики, нейропсихологии
- § 3. Задачи и содержание логопедического обследования
- § 4. Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка
- Глава 6. Методы интегративной диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Пренатальная диагностика и генетическое консультирование
- § 3. Нейропсихологическии подход в диагностике
- § 4. Основные задачи и методы нейропсихологической диагностики
- § 5. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод
- Глава 7. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- § 1. Влияние патологии на психическое развитие в раннем детстве. Проблемы дифференциальной диагностики.
- § 1. Значение ранней диагностики нарушений развития
- § 2. Комплексная диагностика развития в младенчестве и раннем детстве
- Глава 8. Дифференциальная диагностика
- § 1. Задачи дифференциальной диагностики. Проблема отграничения сходных состояний. Принцип комплексного исследования развития ребенка. Особенности клинического подхода к диагностике развития ребенка.
- § 1. Задачи и проблемы дифференциальной диагностики
- § 2. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
- Глава 9. Требования к организации психолого-педагогического обследования детей с нарушениями отдельных функций
- § 2. Обследование детей с нарушениями зрения
- § 3. Обследование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- § 4. Обследование аутичных детей