§ 3. Нейропсихологическии подход в диагностике
Теоретические основы нейропсихологического подхода к исследованиям нарушений развития
Первые нейропсихологические исследования в нашей стране начали проводиться в 20-х гг. XX в. Л. С. Выготским. На основании изучения различных форм психической деятельности он сформулировал концептуальные положения о развитии высших психических функций (ВПФ) и смысловом системном строении сознания. Опираясь на эти положения, Выготский проанализировал изменения, возникающие в ВПФ при локальных поражениях мозга, и особенности этих системных нарушений у ребенка и взрослого. В результате были выделены и описаны принципы динамической локализации функций, отличающие работу мозга человека от работы мозга животных.
Решение вопроса восстановления нарушенных ВПФ возможно, писал Выготский, и связано с состоянием двух проблем — с представлением о генезе и строении ВПФ и с учением о локализации ВПФ, их связи с мозгом.
Еще И. П. Павлов отмечал, что протекающие в нормальных условиях психические процессы настолько слитны, что разложение их на составляющие не только чрезвычайно сложно, но и малодостоверно, а патологическое часто открывает нам, разлагая и упрощая, то, что заслонено от нас, слитное и усложненное в норме. Нейропсихологический подход — особый метод исследования структуры ВПФ.
Частью нейропсихологии является область восстановительного обучения. Исследования показали, что поражения мозга ведут к нарушению речи и памяти, чтения и счета, интеллектуальной деятельности и памяти, которые нарушаются всякий раз по-разному в зависимости от локализации поражения. Несколько психических процессов могут оказаться нарушенными при поражении одного и того же участка мозга, и, наоборот, одна и та же психическая функция может нарушиться при поражении почти любого участка коры.
Например, письмо может быть нарушенным при поражении и задних отделов левой лобной доли, и нижнетеменных, и верхневисочных отделов и т.д., и всякий раз это будет разное нарушение — и по структуре, и по механизмам дефекта. Эта закономерность исходит из концепции сложного строения ВПФ.
Каждая ВПФ включает в свой состав набор звеньев, осуществляющих разные функции. Выпадение даже одного звена функции вызывает системное нарушение всех ВПФ, в структуру которых входит это звено, и не затрагивает других, в структуру которых оно не входит. Таким образом, при повреждении мозга ВПФ не распадаются, а дезинтегрируются.
Если нейропсихологический анализ обнаруживает недостаточность функции письма из-за слабости фонематического слуха, то все психические функции, требующие фонематического слуха и сложной слухоречевой обработки в целом (восприятия, актуализации, удержания вербального материала), будут отставать в своем развитии.
Необходимость качественного системного анализа состояния ВПФ определяется и тем, что вклад каждого звена в работу целостной функции специфичен, и потому недоразвитие любого из них ведет к своеобразным, качественно иным изменениям в становлении целостной функции.
Современная психология рассматривает ВПФ как сложные и строго детерминированные процессы, социальные по происхождению, опосредованные по построению, сознательные и произвольные по способу функционирования. ВПФ являются системными образованиями и формируются прижизненно, становясь вначале социальными и внешними, а затем внутренними.
Психофизиологической основой ВПФ являются функциональные системы, которые, согласно концепции П. К. Анохина и А. Р. Лурии, не появляются в готовом виде к рождению ребенка и не созревают самостоятельно, а формируются при жизни человека. Овладение предметной деятельностью и общение с людьми заставляют мозг работать по-новому, что и приводит к формированию качественно новых функциональных систем, реализующих ВПФ, например, систем письма, чтения, счета.
ВПФ опираются не на один какой-либо участок мозга, а на динамические системы его совместно работающих зон. В процессе развития ребенка каждая ВПФ меняет свою структуру и взаимодействие с другими ВПФ, поэтому локализация ВПФ с возрастом меняется. Одна из важных задач, которую решает нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.
В целом нейропсихологический анализ, в соответствии с моделью подразделения мозга на три основных структурно-функциональных блока (А. Р. Лурия), дает информацию:
1. о состоянии энергетического обеспечения психической деятельности или регуляции уровня активности мозга; при дисфункции этого блока резко выражены утомляемость, колебания внимания и работоспособности;
2. о возможностях операциональной деятельности — приема, переработки и хранения слуховой, зрительной, кинестетической (возникающей от движений) и полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации;
3. о состоянии процессов программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности — всех произвольных действий, в том числе серийной организации движений и действий.
Операции каждого из блоков обязательно участвуют в реализации любой ВПФ.
Например, при письме в звуко-буквенной перешифровке участвуют операции по переработке кинестетической информации (при проговаривании вслух или про себя), слуховой информации (фонематический слух, слухо-речевая память), зрительной информации (зрительная память — актуализация образа буквы).
Кроме этих операций второго блока требуется определенный уровень активности (первый блок) и программирование и контроль произвольных действий (третий блок), иначе ребенок не включится в действие или будет отвлекаться от него.
В акте письма будут принимать участие также серийная организация движений (третий блок) и выбор тонких точных движений на основе кинестетического анализа (второй блок).
- Глава 1. Общие вопросы методологии психологического исследования
- § 2. Систематизация методов психологического исследования
- § 3. Организация и процесс психологического исследования
- § 4. Этика психологического исследования и диагностики
- Тема 1. Исследовательское и прикладное направление в изучении психики человека
- Тема 2. Профессиональное взаимодействие психолога с испытуемым в процессе исследования и психодиагностики
- Глава 2. История диагностики отклонений в развитии
- § 2. Экспериментально-психологические исследования и диагностика способностей
- § 3. Психолого-педагогическая теория и практика диагностики отклоняющегося развития
- Тема 1. Зарождение и развитие клинического направления в изучении нарушений и расстройств психического онтогенеза
- Тема 2. Психологический и социально-педагогический подходы к диагностике психического дизонтогенеза
- Глава 3. Методологические основы диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка
- § 3. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики
- § 4. Психологическое заключение и психологический диагноз
- Тема 1. Методология исследований отклоняющегося развития
- Тема 2. Организация и процесс комплексного диагностического обследования ребенка
- Глава 4. Методы психолого-педагогического изучения ребенка
- § 1. Эксперимент
- § 2. Наблюдение
- § 3. Беседа
- § 4. Анкетирование (опросники)
- § 5. Тестирование
- § 6. Анализ продуктов деятельности
- Глава 5. Исследование речевого развития ребенка
- § 2. Структура и уровни речевой деятельности. Этапы порождения высказывания. Речевые механизмы и речевые умения. Основные функции речи. Нейропсихологическая диагностика речевых функций.
- § 3. Цель и задачи логопедического исследования речи. Психолого-лингвистические критерии анализа нарушений речи.
- § 1. Детская речь и принципы анализа ее нарушений
- § 2. Нарушения речевого развития с позиций психолингвистики, нейролингвистики, нейропсихологии
- § 3. Задачи и содержание логопедического обследования
- § 4. Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка
- Глава 6. Методы интегративной диагностики отклоняющегося развития
- § 2. Пренатальная диагностика и генетическое консультирование
- § 3. Нейропсихологическии подход в диагностике
- § 4. Основные задачи и методы нейропсихологической диагностики
- § 5. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод
- Глава 7. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- § 1. Влияние патологии на психическое развитие в раннем детстве. Проблемы дифференциальной диагностики.
- § 1. Значение ранней диагностики нарушений развития
- § 2. Комплексная диагностика развития в младенчестве и раннем детстве
- Глава 8. Дифференциальная диагностика
- § 1. Задачи дифференциальной диагностики. Проблема отграничения сходных состояний. Принцип комплексного исследования развития ребенка. Особенности клинического подхода к диагностике развития ребенка.
- § 1. Задачи и проблемы дифференциальной диагностики
- § 2. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
- Глава 9. Требования к организации психолого-педагогического обследования детей с нарушениями отдельных функций
- § 2. Обследование детей с нарушениями зрения
- § 3. Обследование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- § 4. Обследование аутичных детей