logo
Вопросы к экзамену по курсу

Методология и методы педагогического исследования. Характеристика основных групп методов педагогического исследования. Логика организации педагогического исследования.

Методология — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности

Общая методология педагогики предполагает уч.т:

Три группы педагогических исследований: 1.    Фундаментальные исследования – крупные достижения в исследовании образов: теория содержания образов. 2.    Прикладные исследования. 3.    разработки – методика преподавания предмета. Каждые исследования начинаются с программы: два раздела – методологический (всё до гипотезы) и процедурный.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие особенности: Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития). -Неповторимость. -Неоднозначность (т.к. влияют много причин). Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах. Принципы выбора методов исследования:

принцип адекватности метода существу изучаемого явления;

принцип совокупности методов исследования.

Методы педагогического исследования. Метод – способ познания действительности. С их помощью каждая наука добивается получения информации об изучаемых объектах или явлениях. Анализирует и обрабатывает полученные данные, включая их в системы научных знаний. В педагогике применяется совокупность методов, установление их иерархии, упорядоченные связи и последовательности называют методикой исследования.

Многообразные методы педагогических исследований обычно делят на две основные группы. К одной группе относят такие методы, которые служат для изучения фактов, различных конкретных педагогических явлений и процессов. Это наблюдения, опытная педагогическая работа, эксперимент, собеседование, изучение школьной документации и ученических работ (письменных, графических, технических, рукоделий и др.), проведение анкет и другие способы накопления данных по существу изучаемого вопроса, а затем их анализ, синтез, обобщение в виде теоретических выводов и научно обоснованных рекомендаций. Эти методы называются содержательными.

Другую группу методов педагогических исследований называют формальными. Их особенностью является высокая степень абстрагирования от конкретных педагогических явлений. Исследователь, отвлекаясь от их содержания и оперируя в своих рассуждениях и умозаключении лишь формой, общей для ряда различных по своему содержанию явлений (или своими предположениями), выводит из этих понятий новые понятия. К этой группе методов относятся: математические методы, в частности количественного и кибернетического моделирования явлений и процессов, логические методы, методы теоретического анализа и синтеза. С их помощью исследуются такие, например, проблемы, как определение предмета педагогики, выяснение роли воспитания в развитии общества, прогнозирование развития школы и т. д.