Общая характеристика методов обучения по уровню усвоения и характеру познавательной деятельности учащихся (по и.Я.Лернеру, м.Н.Скаткину).
Хар-тика методов обуч-я: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный): 1знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2учитель организует различными способами восприя-тие этих знаний;3-учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. Репродуктивный: 1знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;2-учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;3-учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;4-необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. * Проблемное изложение;
Частично поисковый (эвристический):1-знания учащи-мся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добы-вать самостоятельно;2-учитель организует не сообще-ние или изложение знаний, а поиск новых знаний с по-мощью разнообразных средств 3-учащиеся под руко-водством учителя самостоятельно рассуж-дают, ре-шают познават задачи, созд и разре-шают проблемн ситуации, анализир, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д.,
исследовательский. 1учитель с учащимися формулир проблему, разрешен котор посвящ-ся отрезок уч вре-мени; 2знания учащ-ся не сообщаются; учащ-ся самос-тоят добыв их в процессе исследования проблемы; средства для достижения результата также опред сами учащиеся; 3деятельность учителя сводится к опера-тивн управлен процессом решен проблемн задач; 4уч процесс характер-ся высокой интенсивностью, учение сопровожд-ся повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действен-ностью.
- Оглавление
- Предмет, задачи и основные категории педагогики.
- Педагогика в системе современного научного знания. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогического знания.
- Методология и методы педагогического исследования. Характеристика основных групп методов педагогического исследования. Логика организации педагогического исследования.
- Понятие личности. Характеристика основных факторов развития личности. Роль обучения в развитии личности.
- Деятельность и ее роль в развитии личности. Ведущий вид деятельности. Учебная деятельность как средство развития личности.
- Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики.
- Проблема возрастной периодизации в педагогике (я.А.Коменский, ж.-ж. Руссо и современная научная периодизация).
- Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (физическое и нравственное развитие, память, внимание, мышление, эмоциональная сфера) и их учет в процессе воспитания и обучения.
- Особенности развития и воспитания подростков. Проблема «трудных» подростков и пути ее решения.
- Старший школьный возраст: учет возрастных особенностей в обучении и воспитании.
- Процесс обучения как целостная система. Двусторонний характер обучения. Структура, цикличность процесса обучения.
- Дидактика как теория образования и обучения. Предмет, задачи, основные категории.
- Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная и их реализация на уроке.
- Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения по я.А.Коменскому. Система дидактических принципов.
- Принцип сознательности и активности в обучении.
- Связь обучения с практикой как дидактический принцип, принцип воспитывающего обучения и его реализация на уроках.
- Принципы систематичности, научности и доступности в обучении.
- Содержание образования: компоненты, источники, факторы отбора.
- Базовый учебный план, учебный предмет как носители содержания образования. Образовательный стандарт (инвариантный и вариативный компоненты учебного плана).
- Учебная программа, учебники и учебные пособия. Их функции и структура.
- Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Проблема классификации методов обучения. Сравнительный анализ двух классификаций обучения (на выбор).
- 3 Формы методов обучения :
- Практические методы обучения. Требования к упражнению.
- Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение и др.) и их характеристика.
- Наглядные методы обучения и аудиовизуальные средства обучения (виды, функции).
- Общая характеристика методов обучения по уровню усвоения и характеру познавательной деятельности учащихся (по и.Я.Лернеру, м.Н.Скаткину).
- Программированное обучение: сущность, характеристика положительных и отрицательных сторон.
- Проблемное обучение: сущность, методы, характеристика достоинств и недостатков.
- Эвристическое обучение: сущность, принципы, методы. Отличие от проблемного обучения.
- Понятие о системах и формах обучения. Классно-урочная система обучения: достоинства, недостатки и пути совершенствования.
- Урок как основная форма организации процесса обучения. Типы и структура уроков. Зависимость структуры урока от цели, содержания, методов и места в учебном процессе.
- Нестандартные уроки. Требования к современному уроку. Подготовка к уроку.
- Дополнительные формы организации процесса обучения: лекции, семинары и др. И их характеристика.
- Экскурсия как форма организации процесса обучения: виды, методика организации и проведения.
- Домашняя работа учащихся: виды, формы, методы и средства ее организации.
- Контроль и оценка знаний учащихся: виды, функции, формы, требования к организации. Неуспеваемость учащихся: причины, пути преодоления.
- Передовой педагогический опыт, его изучение и распространение. Анализ педагогического опыта одного из педагогов- новаторов ( на выбор)
- Дидактические взгляды я.А.Коменского.
- Дидактические взгляды к.Д.Ушинского.
- Сущность процесса воспитания и его основные принципы.
- Общие методы воспитания. Их классификация. Выбор методов воспитания.
- Методы формирования сознания (методы убеждения) и их характеристика
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- Методы стимулирования поведения и деятельности.
- Коллектив как объект и субъект воспитания: сущность, формирование и руководство.
- Сущность работы классного руководителя, воспитателя. Планирование воспитательной работы.
- Педагогическая деятельность: сущность, структура основные виды. Педагогическое мастерство учителя. Требования к личности учителя.
- Образование в современном мире как механизм развития личности. Тенденции развития мирового образовательного пространства.
- Современная система образования в Республике Беларусь. Учебные заведения нового типа и их роль в образовании.
- Цель, основные идеи, содержание воспитания.
- Умственное воспитание: психологические основы, показатели. Формирование мировоззрения школьников
- Нравственное воспитание: сущность, методы, формы, показатели.
- Система эстетического воспитания школьников с учетом возрастных особенностей.
- Система физического воспитания. Здоровый образ жизни детей.
- Трудовое воспитание и профориентация школьников.
- Технология организации и проведения воспитательного дела.
- Гражданское воспитание школьников.
- Семья, ее функции и роль в развитии, воспитании и социализации личности. Основные принципы семейного воспитания.
- Педагогическое общение: функции, структура, стили. Индивидуальный стиль общения и его формирование.
- Конфликты в педагогическом процессе и способы их разрешения.