logo
Вопросы к экзамену по курсу

Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение и др.) и их характеристика.

Рассказ. Монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. При помощи рассказа осуществляется образное изложение фактов, интересных событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление. Объяснение, Монологический метод словесного изложения понятий и положений, закономерностей, существенных свойств, принципов действия приборов и механизмов, протекания процессов. Это метод научных доказательств. Применяется при раскрытии значения слов и понятий, объяснении принципов действия различных устройств, при введении в тему нового материала, при построении системы научных рассуждений и доказательств, раскрытии причинно-следственных связей, причин и следствий, изложении теоретических положений, объясняющих, раскрывающих явления природы или общественной жизни. Метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами. Более эффективен для работы в средних и старших классах. Это объясняется большей развитостью мышления и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся и усложнением учебного материала. Беседа. Диалогический метод изложения и усвоения учебного материала. Довольно распространенный, разносторонний метод обучения. Его можно применять на разных этапах урока, в разных сочетаниях с другими методами, при достижении различных целей обучения. В древности “мастером” беседы считался древнегреческий ученый Сократ. Беседа позволяет с помощью системы вопросов, умелой их постановки и искусного поддержания диалога воздействовать как на сознание, так и на подсознание1 учащихся, научить их самокоррекции. Лекция— монологический (словесный) метод изложения учебного материала. Применяется для изложения объемистого материала в старших классах, что соответствует высокому уровню их интеллектуального и умственного развития) и может занимать почти все время урока, а иногда и двух (спаренных) уроков. Изложение материала осуществляется по заранее написанным текстам (конспектам).