logo
Вопросы к экзамену по курсу

Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики.

Воспитание в первобытном обществе. Общественные отношения в первобытном обществе – кровнородственные. Существует разделение труда между мужчинами и женщинами, возрастное деление общественного коллектива. (три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики). Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулируется обычаями и традициями. Ребенок воспитывается и обучается в процессе своей жизнедеятельности, включается в доступную для него деятельность. В труде и повседневном общении со взрослыми усваивают необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомятся с обычаями, учатся выполнять обряды. мальчики участвуют со взрослыми в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки – собирают и выращивают урожай, готовят пищу, делают посуду и одежду.

При матриархате появляются дома молодежи (отдельные для мальчиков и девочек), где под руководством старейшин рода дети готовятся к жизни, труду, «посвящениям». При патриархате (он сопровождался развитием производительных сил и расширением трудового опыта) воспитание усложняется. Дети приучаются к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Воспитание детей поручается наиболее опытным людям. В условиях родового строя воспитание начинает выделяться как особая форма общественной деятельности.

Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе.

В странах древнего Востока спец. учреждения (школы) – привилегия господствующих групп населения. В Индии – общинная школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Кроме того, были школы в городах, при храмах для знатных и богатых. В малой Азии и Египте – замкнутые жреческие и придворные школы, школы для управления государством и хозяйством (школы писцов, служащих). В Древнем Китае – низшие и высшие школы. Дисциплина в школах суровая, широко применяются телесные наказания. Большинство детей простых людей и рабов не получают подготовки в школах; основные знания и навыки им сообщают родители и окружающие.

В Древней Греции – две основные системы воспитания: спартанская и афинская. Спартанская система: воспитание осуществляет государство. До 7-ми лет мальчики живут в семье, а затем помещаются в государственные воспитательные учреждения (агеллы), где воспитываются и обучаются до 18 лет. Их руководитель – известный властям человек (педон). Основная роль – физическому воспитанию, а также музыка, пение и религиозные танцы, носящие боевой характер. Главная задача – воспитать презрение, безжалостность к рабам. Афинская система: до 7-ми лет мальчики воспитываются дома. С 7 до 13-14лет мальчики посещают школы грамматиста и кифариста (школы частные и платные). Занятия ведут учителя-дидаскалы. В школе грамматиста обучают письму, чтению, счету, в школе кифариста дается литературное образование и эстетическое воспитание (музыка, пение, декламация). С 13-14 лет мальчики обучаются в палестре (школе борьбы). Здесь 2-3 года они обучаются пятиборью, с ними ведут беседы на политические и нравственные темы. Наиболее обеспеченные далее идут в гимнасии (изучают философию, политику, литературу). В 18-20 лет юноши обучаются в эфебии, где продолжается их военное и политическое воспитание.

Зарождение педагогической мысли в Древней Греции. Сократ: цель воспитания – не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Платон: воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп – философов и воинов. Платон – сторонник общественного воспитания детей. С 1- 3 лет – семейное воспитание Дети с 3 до 6 лет под руководством воспитательниц должны заниматься играми. С 7 до 12 лет – государственная школа, (чтению, письму, счету, музыке, пению) С 12 до 16 лет – школа физического воспитания (палестра). С 16 до 18 лет – изучение арифметики, геометрии, астрономии. 18-20 лет – эфебия. 21- 30 – высшая школа (философия,арифметика,геометрия,астрономия ) 30-35- философское образование . Девушки должны получать физическое и военное воспитание. Аристотель: три вида воспитания – физическое нравственное и умственное. Цель воспитания – развить высшие стороны души (разумную и волевую). До 7-ми лет мальчики воспитываются дома, с 7 лет посещают гос. школы. Физическое воспитание должно предшествовать умственному (в первую очередь гимнастика, а также чтение, письмо, грамматика, рисование, музыка). Аристотель в отличие от Платона полагал, что семья не устраняется от воспитания воспитания, занимается нравственным воспитанием. Демокрит: идея природосообразности воспитания, соединение воспитания с трудом.

Древний Рим. Элементарные школы: частные и платные, обслуживали небогатое и незнатное свободнорожденное население, учили чтению, письму, счету, знакомили с законами страны. Грамматические школы: частные и платные, обслуживали привилегированное население, учили латинскому и греческому языкам, риторике. Школы риторов: за высокую плату обучало знатное юношество риторике, философии, правоведению, математике, музыке, греческому языку. После возникновения Римской империи грамматические школы и школы риторов превращаются в гос. школы, готовящие преданных императорской власти чиновников.

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в феодальном обществе.

Все содержание образования пронизано религией. Религии всех народов учили простых людей повиноваться господам, т.е. светским феодалам и духовенству, и служить их интересам. Раньше всех появились при монастырях монастырские школы (внутренние – учились мальчики, которых родители отдали в монашество, там же и жили; внешние – дети жителей данного прихода). В центрах церковного управления кафедральные школы; при приходских церквях – приходские школы (только мальчики, изучали молитвы на латинском языке, церковное пение). В монастырских и кафедральных школах изучают еще и грамматику, риторику, диалектику, иногда арифметику, геометрию, астрономию. В школах были распространены жестокие телесные наказания.

Основная масса народа не получает образования в школе, дети воспитываются родителями в повседневном труде. В семьях ремесленников складывается система ремесленного ученичества.

Иначе воспитываются сыновья рыцарей. Старшие сыновья: до 7 лет дома, а далее в замок к вышестоящему феодалу выполнять роль пажа при его жене. С 14 лет – оруженосец при этом феодале. В 21 год – посвящение в рыцари. Младшие сыновья: остаются дома, воспитания «семи рыцарских добродетелей» (езда верхом, плаванье, владение копьем, умение слагать и петь стихи и др.). чтение и письмо необязательны для рыцарей. Образование девушек – в женских монастырях.