logo
Вопросы к экзамену по курсу

Оглавление

Предмет, задачи и основные категории педагогики. 3

Педагогика в системе современного научного знания. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогического знания. 4

Методология и методы педагогического исследования. Характеристика основных групп методов педагогического исследования. Логика организации педагогического исследования. 5

Понятие личности. Характеристика основных факторов развития личности. Роль обучения в развитии личности. 7

Деятельность и ее роль в развитии личности. Ведущий вид деятельности. Учебная деятельность как средство развития личности. 8

Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики. 8

Проблема возрастной периодизации в педагогике (Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо и современная научная периодизация). 10

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (физическое и нравственное развитие, память, внимание, мышление, эмоциональная сфера) и их учет в процессе воспитания и обучения. 11

Особенности развития и воспитания подростков. Проблема «трудных» подростков и пути ее решения. 11

Старший школьный возраст: учет возрастных особенностей в обучении и воспитании. 15

Процесс обучения как целостная система. Двусторонний характер обучения. Структура, цикличность процесса обучения. 16

Дидактика как теория образования и обучения. Предмет, задачи, основные категории. 16

Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная и их реализация на уроке. 17

Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения по Я.А.Коменскому. Система дидактических принципов. 17

Принцип сознательности и активности в обучении. 18

Связь обучения с практикой как дидактический принцип, принцип воспитывающего обучения и его реализация на уроках. 19

Принципы систематичности, научности и доступности в обучении. 20

Содержание образования: компоненты, источники, факторы отбора. 21

Базовый учебный план, учебный предмет как носители содержания образования. Образовательный стандарт (инвариантный и вариативный компоненты учебного плана). 21

Учебная программа, учебники и учебные пособия. Их функции и структура. 23

Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Проблема классификации методов обучения. Сравнительный анализ двух классификаций обучения (на выбор). 24

Практические методы обучения. Требования к упражнению. 25

Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение и др.) и их характеристика. 25

Наглядные методы обучения и аудиовизуальные средства обучения (виды, функции). 26

Общая характеристика методов обучения по уровню усвоения и характеру познавательной деятельности учащихся (по И.Я.Лернеру, М.Н.Скаткину). 28

Программированное обучение: сущность, характеристика положительных и отрицательных сторон. 28

Проблемное обучение: сущность, методы, характеристика достоинств и недостатков. 29

Эвристическое обучение: сущность, принципы, методы. Отличие от проблемного обучения. 29

Понятие о системах и формах обучения. Классно-урочная система обучения: достоинства, недостатки и пути совершенствования. 31

Урок как основная форма организации процесса обучения. Типы и структура уроков. Зависимость структуры урока от цели, содержания, методов и места в учебном процессе. 31

Нестандартные уроки. Требования к современному уроку. Подготовка к уроку. 32

Дополнительные формы организации процесса обучения: лекции, семинары и др. и их характеристика. 33

Экскурсия как форма организации процесса обучения: виды, методика организации и проведения. 34

Домашняя работа учащихся: виды, формы, методы и средства ее организации. 34

Контроль и оценка знаний учащихся: виды, функции, формы, требования к организации. 35

Неуспеваемость учащихся: причины, пути преодоления. 35

Передовой педагогический опыт, его изучение и распространение. Анализ педагогического опыта одного из педагогов- новаторов ( на выбор) 36

Дидактические взгляды Я.А.Коменского. 37

Дидактические взгляды К.Д.Ушинского. 37

Сущность процесса воспитания и его основные принципы. 38

Общие методы воспитания. Их классификация. Выбор методов воспитания. 39

Методы формирования сознания (методы убеждения) и их характеристика 39

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения 40

Методы стимулирования поведения и деятельности. 41

Коллектив как объект и субъект воспитания: сущность, формирование и руководство. 43

Сущность работы классного руководителя, воспитателя. Планирование воспитательной работы. 43

Педагогическая деятельность: сущность, структура основные виды. Педагогическое мастерство учителя. Требования к личности учителя. 44

Образование в современном мире как механизм развития личности. Тенденции развития мирового образовательного пространства. 45

Современная система образования в Республике Беларусь. Учебные заведения нового типа и их роль в образовании. 45

Цель, основные идеи, содержание воспитания. 46

Умственное воспитание: психологические основы, показатели. Формирование мировоззрения школьников 47

Нравственное воспитание: сущность, методы, формы, показатели. 47

Система эстетического воспитания школьников с учетом возрастных особенностей. 48

Система физического воспитания. Здоровый образ жизни детей. 49

Трудовое воспитание и профориентация школьников. 49

Технология организации и проведения воспитательного дела. 50

Гражданское воспитание школьников. 50

Семья, ее функции и роль в развитии, воспитании и социализации личности. Основные принципы семейного воспитания. 51

Педагогическое общение: функции, структура, стили. Индивидуальный стиль общения и его формирование. 52

Конфликты в педагогическом процессе и способы их разрешения. 53