Сущность содержания образования и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
Понятие о содержании образования как общечеловеческой ценности. Культурно-гуманистические функции образования.
Цели образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства. Категория «содержание образования».
Социальный опыт – основной источник содержания школьного образования. Принципы отбора содержания общего образования.
Критерии отбора основ наук, изучаемых в современной средней школе Российской Федерации.
-
Государственный образовательный стандарт и его функции. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.
Государственный образовательный стандарт как нормативная основа реализации содержания образования в общеобразовательной школе. Компоненты государственного стандарта общего среднего образования: федеральный, национально-региональный, школьный. Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт). Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
Основные уровни формирования содержания образования: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала. Учебный план как нормативный документ, регламентирующий содержание общего образования. Типы учебных планов: базисный, типовой, учебный план школы. Инвариантная и вариативная части учебного плана как взаимодополняющие и относительно автономные. Учебная программа как форма отражения и реализации содержания образования на уровне учебного предмета. Типовые, рабочие и авторские учебные программы, их структура. Способы построения учебных программ: концентрический и линейный.
Учебная литература (учебники и учебные пособия) как форма отражения и реализации содержания учебных программ на уровне учебного материала. Требования к учебнику: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.
Творческий подход учителя к использованию учебных планов, программ и учебной литературы в образовательном процессе.
С 1998 года Россия переходит к системе 12-летнего образования (Бордовская Н.В., Реан А.А.)
- Программа на итоговую аттестацию по модулю «Педагогика»
- Закономерности и принципы обучения.
- Характеристики основных концепций развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
- Сущность содержания образования и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- Организационные формы и системы обучения. Виды современных организационных форм обучения.
- Методы обучения. Дидактические средства. Контроль в процессе обучения.
- Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии.
- Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности.
- Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
- Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
- Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива.
- 18. Структура и этапы развития воспитательной системы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы.
- Классный руководитель в воспитательной системе школы.
- Сущность педагогической технологии. Структура педагогического мастерства учителя.
- Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика и этапы решения. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
- Планирование работы классного руководителя. Планирование в деятельности учителя-предметника.
- Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее особенности. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.