Методы обучения. Дидактические средства. Контроль в процессе обучения.
Понятие о принципах, методах, приемах и средствах обучения.
Метод как многомерное явление. Проблема классификации методов обучения в целостном педагогическом процессе. Классификация методов обучения. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения. Классификация средств обучения. (П.И. Пидкасистый)
Характеристика метода обучения как способа целенаправленной организации совместной деятельности учителя и ученика, направленный на реализацию целей, задач и содержания процесса обучения, его контроль и коррекцию. Прием как часть метода, активизирующая деятельность школьников в процессе обучения.
Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебная дискуссия, работа с книгой и т.д.
Методы организации деятельности обучающегося: упражнение, инструктаж, педагогическое требование, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод.
Методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся в процессе обучения: познавательные игры и дискуссии, соревнование, поощрение, порицание.
Методы контроля за эффективностью процесса обучения: устный индивидуальный контроль, устный фронтальный контроль, письменный контроль, методы практического контроля, программированный и компьютерный контроль. Методы самоконтроля.
Принципы отбора методов и приемов педагогического процесса в соответствии с целями, задачами, содержанием обучения, возрастными и индивидуальными особенностями школьников, уровнем их обученности и развитости, особенностями классного коллектива, конкретными условиями школы и возможностями учителя.
Понятие о средствах осуществления педагогического процесса. Функции средств процесса обучения. Основные требования к отбору и использованию средств процесса обучения.
-
Содержание
- Программа на итоговую аттестацию по модулю «Педагогика»
- Закономерности и принципы обучения.
- Характеристики основных концепций развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
- Сущность содержания образования и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- Организационные формы и системы обучения. Виды современных организационных форм обучения.
- Методы обучения. Дидактические средства. Контроль в процессе обучения.
- Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии.
- Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности.
- Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
- Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
- Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива.
- 18. Структура и этапы развития воспитательной системы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы.
- Классный руководитель в воспитательной системе школы.
- Сущность педагогической технологии. Структура педагогического мастерства учителя.
- Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика и этапы решения. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
- Планирование работы классного руководителя. Планирование в деятельности учителя-предметника.
- Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее особенности. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.