Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
Понятие о методе осуществления воспитательного процесса. Характеристика метода воспитательного процесса как способа целенаправленной организации совместной деятельности его участников; реализации целей, задач и содержания этого процесса; контроля и коррекции его хода и результатов. Прием как часть метода, активизирующая деятельность школьников и способствующая достижению целей и задач обучения и воспитания. Сочетание в структуре метода ролевой позиции учителя и учащихся, совокупности приемов обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания. Проблема классификации методов осуществления целостного педагогического процесса.
Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебная дискуссия, работа с книгой, пример как метод.
Методы организации деятельности обучающегося: упражнение, приучение, воспитывающие ситуации, опытническая работа, инструктаж, педагогическое требование, общественное мнение, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод.
-
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, познавательные игры и дискуссии, поощрение, наказание.
Степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.
Степени участия во всех основных видах деятельности, соответствующей возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.
Общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др.
Педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
-
Содержание
- Программа на итоговую аттестацию по модулю «Педагогика»
- Закономерности и принципы обучения.
- Характеристики основных концепций развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
- Сущность содержания образования и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- Организационные формы и системы обучения. Виды современных организационных форм обучения.
- Методы обучения. Дидактические средства. Контроль в процессе обучения.
- Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии.
- Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности.
- Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
- Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
- Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива.
- 18. Структура и этапы развития воспитательной системы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы.
- Классный руководитель в воспитательной системе школы.
- Сущность педагогической технологии. Структура педагогического мастерства учителя.
- Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика и этапы решения. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
- Планирование работы классного руководителя. Планирование в деятельности учителя-предметника.
- Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее особенности. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.