logo
ГОссы педагогика

Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

Понятие о методе осуществления воспитательного процесса. Характеристика метода воспитательного процесса как способа целенаправленной организации совместной деятельности его участников; реализации целей, задач и содержания этого процесса; контроля и коррекции его хода и результатов. Прием как часть метода, активизирующая деятельность школьников и способствующая достижению целей и задач обучения и воспитания. Сочетание в структуре метода ролевой позиции учителя и учащихся, совокупности приемов обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания. Проблема классификации методов осуществления целостного педагогического процесса.

Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебная дискуссия, работа с книгой, пример как метод.

Методы организации деятельности обучающегося: упражнение, приучение, воспитывающие ситуации, опытническая работа, инструктаж, педагогическое требование, общественное мнение, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод.

  1. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, познавательные игры и дискуссии, поощрение, наказание.

Степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

Степени участия во всех основных видах деятельности, соответствующей возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.

Общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др.

Педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.