Пояснительная записка
Актуальность изучения дисциплины «Педагогика» объясняется необходимостью формирования у студентов профессиональной компетентности, педагогической культуры, субъектной позиции.
Студенты должны быть готовы к эффективной педагогической и инновационной деятельности в современных условиях учреждений образования.
Цель изучения дисциплины – формирование знаний о педагогике как отрасли научных знаний, основных этапах ее развития, особенностях педагогической деятельности в современных социокультурных условиях.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– нормативное правовое обеспечение системы образования Республики Беларусь;
– принципы государственной политики Республики Беларусь в области образования;
– инновации в современном образовании;
– объект, предмет, задачи, функции педагогики как науки о закономерностях обучения и воспитания;
– основные категории педагогики;
– сущность понятия «педагогическая система»;
– характеристики педагогической деятельности, компетенции педагога;
– характеристики и структуру педагогического процесса как целостного явления;
– этапы развития мировой и отечественной педагогической теории и практики;
– современные модели образования;
– сущность и задачи педагогической деятельности;
– методологию и методы педагогических исследований;
– аксиологические основания педагогики;
– основы методологии педагогических исследований;
– теорию развития личности;
– законы, закономерности и принципы процесса обучения и воспитания;
– современные методы, формы и средства обучения и воспитания;
– теоретические основы современных педагогических технологий;
уметь:
– сравнивать педагогические идеи, подходы, теории и технологии по их сущностным характеристикам;
– решать педагогические задачи;
– моделировать и проектировать педагогические системы;
– конструировать педагогические ситуации.
Технологии обучения. Достижение поставленных целей и задач изучения дисциплины «Педагогика» возможно на основе применения интерактивных технологий обучения, технологий проектного обучения, электронных средств обучения, обеспечивающих творческое, продуктивное общение между студентами, организацию проблемных бесед, дискуссий, исследовательской и рефлексивной учебной деятельности.
Самостоятельная работа студентов направлена на разработку курсовой работы, содержание которой посвящено решению актуальных проблем педагогики и образования. Курсовые работы могут быть использованы студентами в дальнейшем при разработке дипломных проектов.
Организация самостоятельной работы студентов. При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:
– управляемая и контролируемая самостоятельная работа в форме выполнения учебных заданий проблемного характера;
– выполнение курсовых работ по актуальным проблемам педагогики и развития образования.
Диагностика уровня сформированности компетентности у студентов по вопросам педагогики. Для оценки учебных достижений студентов рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:
– проведение педагогического исследования;
– написание и защита курсовой работы;
– выступление студентов на конференции на основе подготовленных научных докладов;
– сдача зачета и экзамена.
В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Педагогика» отводится 102 часа аудиторных занятий.
Распределение аудиторных часов по видам занятий:
лекции – 68 часов;
практические занятия – 34 часа;
Формы контроля: зачет, разработка и защита курсовой работы, экзамен.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Белорусский национальный технический университет
- Педагогика Учебная программа для специальности
- 1−08 01 01 «Профессиональное обучение»
- Пояснительная записка
- 1 Содержание учебного материала
- Раздел 1. Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагогика в системе научного человекознания. Понятие о педагогической системе
- Тема 1.2. Основные этапы становления и развития педагогики
- Тема 1.3. Педагогические системы в новейшее время (XX и XXI вв.)
- Тема 1.4. Основные категории педагогики
- Тема 1.5. Образование как социокультурный феномен. Современные модели образования
- Тема 1.6. Профессионально-педагогическая деятельность. Индивидуальная деятельность педагога
- Тема 1.7. Целостный педагогический процесс. Преподавание и учение
- Раздел 2. Методология и методы педагогических исследований
- Тема 2.1. Понятие методологии педагогики
- Тема 2.2. Основные методы педагогических исследований
- Тема 3.10. Диагностичное задание целей по формированию знаний, умений и навыков
- Тема 3.11. Модульное проектирование содержания. Модульное обучение
- Тема 3.12. Дидактические методы: сущность понятия, классификации и характеристики
- Тема 3.13. Традиционные и инновационные методы обучения. Выбор методов обучения
- Тема 3.14. Организационные формы обучения
- Тема 3.15. Урок как основная форма обучения и педагогического проектирования
- Тема 3.16. Педагогический анализ и контроль
- Тема 3.17. Дидактические средства
- Тема 3.18. Педагогические технологии в системе образования
- 4 Теория воспитания
- Тема 4.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Цели и принципы гуманистического воспитания.
- Тема 4.2. Содержание гуманистического воспитания. Поликультурное воспитание
- 5 Управление образовательными системами
- Тема 5.1. Понятие об управлении образовательными системами
- Тема 5.2. Организация и содержание методической работы в учреждениях образования
- 2 Учебно-методическая карта
- 3 Примерный перечень практических работ
- 4 Информационно-методическое обеспечение
- 4.1 Вопросы к зачету
- 4.2 Вопросы к экзамену
- 4.3 Содержание курсовой работы по дисциплине «Педагогика»
- 4.4 Примерный перечень тем курсовых работ
- 5 Информационно-методическое обеспечение
- 5.1 Основная литература
- 5.2 Дополнительная литература
- Протокол