4.2 Вопросы к экзамену
Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Система педагогических наук. Идеи гуманизма как основа современной педагогики. Связь педагогики с другими науками.
Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Творческий характер труда педагога.
Профессиональная деятельность и личность педагога.
Профессиональные компетенции преподавателя и мастера производственного обучения, их сущность и содержание.
Индивидуальная педагогическая деятельность как система, ее уровни.
Образование как функция общества. Система непрерывного образования в Республике Беларусь. Принципы государственной политики в области образования.
Научно-методическое обеспечение профессионального образования Республики Беларусь. Участие педагогов в деятельности по научно-методическому обеспечению профессионального образования.
Инновации в системе профессионального образования. Понятия «новшество», «новация», «инновация».
Основные категории общей педагогики.
Основные этапы становления и развития педагогики.
Становление научной педагогики. Я.А. Коменский как основоположник научной педагогики. Общая характеристика развития школьного дела в Западной Европе. Гуманистическая педагогика Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Дидактика Ф. Дистервега. Дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи. Школа и педагогики в России в XYIII-XIX вв. Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.
10. Педагогические системы в новейшее время (XX и XXI вв.).
Развитие, социализация и воспитание личности.
Целостный педагогический процесс как педагогическая система.
Педагогическое взаимодействие. Стили педагогического общения.
Учреждение образования как субъект управления.
Мониторинг качества образования.
Организация и содержание методической работы в учреждениях профессионального образования.
Индивидуальные формы методической работы.
Коллективные формы методической работы. Содержание работы педагогического совета, методических (цикловых) комиссий.
Цели, содержание работы педагогического кабинета учреждения образования.
Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения.
Выявление, обобщение, систематизация и распространение современного педагогического опыта.
Понятие методологии педагогики. Системный подход.
Понятие педагогической системы. Системообразующий компонент педагогической системы.
Сущность личностно-ориентированного подхода. Представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.
Культурологический и аксиологический подходы в системе образования.
Дидактика как теория обучения. История развития дидактики.
Обучение в целостном педагогическом процессе. Обучение как процесс. Функции обучения. Зарубежные концепции обучения. Материалистическая теория познания и процесс обучения. Движущие силы процесса обучения.
Деятельность педагога и обучающихся в процессе обучения.
Традиционное обучение. Целевые ориентации, особенности методики традиционного обучения.
Законы и закономерности обучения.
Принципы обучения как система. Взаимосвязь между закономерностями и принципами обучения.
Теория развивающего обучения.
Теория проблемного обучения.
Теория поэтапного формирования умственных действий: сущность и дидактические возможности.
Личностно-ориентированное развивающее обучение. Акценты целей. Особенности образовательного процесса. Позиция педагога и позиция обучающихся.
Диагностичное задание целей по формированию опыта и качеств личности. Цели обучения, развития и воспитания учащихся. Организационно-методические цели.
Сущность содержания образования как основы базовой культуры личности и его исторический характер.
Уровни усвоения содержания образования (представления, понимания, применения, творчества), их характеристика. Особенности учебной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования.
Формы проектирования содержания образования: образовательный стандарт, квалификационная характеристика специалиста, учебный план, учебная программа, тематический план, план урока (учебного занятия). Их краткая характеристика.
Формы обучения, их характеристика, классификация.
Дидактические методы: сущность понятия, классификации и характеристики. Выбор методов обучения.
Средства обучения: сущность понятия, классификация, характеристики и дидактические возможности.
Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание.
Субъективный и объективный контроль в процессе обучения и оценка учебных достижений обучающихся. Виды и методы контроля. Учебные задачи.
Тесты. Структура теста. Виды тестов.
Урок как основная форма обучения. Типы и виды уроков.
Дидактическая структура и методическая подструктура учебного занятия.
Формы организации учебной деятельности обучающихся.
Понятие педагогической технологии. Основные характеристики современных педагогических технологий.
Модульное обучение: сущность, характеристика, особенности. Сущность понятия «модуль», его структура.
Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности.
Педагогические игры: сущность, функции, История развития игровых технологий.
Деловые игры: сущность, основные характеристики, порядок проведения. Модификации деловых игр.
Технологии интерактивного обучения. Неимитационные и имитационные интерактивные технологии, их сущность и характеристика.
Воспитание как отрасль педагогической науки. Сущность и соотношение понятий: личность, воспитание, социализация, развитие.
Цели и направления воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования.
- Белорусский национальный технический университет
- Педагогика Учебная программа для специальности
- 1−08 01 01 «Профессиональное обучение»
- Пояснительная записка
- 1 Содержание учебного материала
- Раздел 1. Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагогика в системе научного человекознания. Понятие о педагогической системе
- Тема 1.2. Основные этапы становления и развития педагогики
- Тема 1.3. Педагогические системы в новейшее время (XX и XXI вв.)
- Тема 1.4. Основные категории педагогики
- Тема 1.5. Образование как социокультурный феномен. Современные модели образования
- Тема 1.6. Профессионально-педагогическая деятельность. Индивидуальная деятельность педагога
- Тема 1.7. Целостный педагогический процесс. Преподавание и учение
- Раздел 2. Методология и методы педагогических исследований
- Тема 2.1. Понятие методологии педагогики
- Тема 2.2. Основные методы педагогических исследований
- Тема 3.10. Диагностичное задание целей по формированию знаний, умений и навыков
- Тема 3.11. Модульное проектирование содержания. Модульное обучение
- Тема 3.12. Дидактические методы: сущность понятия, классификации и характеристики
- Тема 3.13. Традиционные и инновационные методы обучения. Выбор методов обучения
- Тема 3.14. Организационные формы обучения
- Тема 3.15. Урок как основная форма обучения и педагогического проектирования
- Тема 3.16. Педагогический анализ и контроль
- Тема 3.17. Дидактические средства
- Тема 3.18. Педагогические технологии в системе образования
- 4 Теория воспитания
- Тема 4.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Цели и принципы гуманистического воспитания.
- Тема 4.2. Содержание гуманистического воспитания. Поликультурное воспитание
- 5 Управление образовательными системами
- Тема 5.1. Понятие об управлении образовательными системами
- Тема 5.2. Организация и содержание методической работы в учреждениях образования
- 2 Учебно-методическая карта
- 3 Примерный перечень практических работ
- 4 Информационно-методическое обеспечение
- 4.1 Вопросы к зачету
- 4.2 Вопросы к экзамену
- 4.3 Содержание курсовой работы по дисциплине «Педагогика»
- 4.4 Примерный перечень тем курсовых работ
- 5 Информационно-методическое обеспечение
- 5.1 Основная литература
- 5.2 Дополнительная литература
- Протокол