8. Методика обучения действиям сложения и вычитания в начальной школе.
Смысл действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Названия компонентов и результатов действий, связи между ними. Рассмотрение суммы и разности как выражений. Сложение и вычитание в пределах 10. Знакомство с вычислительными приемами и формирование умения применять их при составлении таблиц сложения и вычитания. Сложение и вычитание в пределах 100. Вычислительные приемы. Формирование навыков табличного сложения в пределах 20. Сложение и вычитание в концентрах «тысяча», «многозначные числа».
9. Методика обучения действиям умножения и деления в начальной школе.
Смысл действий умножения и деления. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь между компонентами и результатами действий. Особые случаи умножения и деления. Табличное умножение и деление. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Письменное умножение и деление. Алгоритмы письменных приемов умножения, деления чисел.
10. Методика обучения решению задач. Структура задач, этапы работы над задачей. Организация обучения решению математических задач в начальной школе.
Роль задач в процессе обучения математике младших школьников. Знакомство с понятиями «задача», «решение задачи». Упражнения, способствующие формированию знаний структуры задачи.
Этапы работы над задачей. Моделирование в процессе работы над задачей. Виды простых задач, рассматриваемых в первом, втором классах.
11. Методика работы над составной задачей в начальной школе.
Понятие составной задачи. Этап знакомства с составной задачей. Процесс работы над составной задачей. Упражнения, способствующие формированию общего умения решать задачи. Методы и способы решения задач. Формы записи решения задач.
12. Методика изучения алгебраического материала в начальных классах.
Задачи изучения темы. Знакомство с понятиями: выражение, значение выражение, равенство, неравенство, порядок действий в выражении, уравнение. Тождественные преобразования выражений. Способы решения уравнений (соотношение целого и части, зависимость между компонентами арифметических действий и их результатами).
13. Методика изучения геометрического материала в начальной школе.
Задачи изучения геометрического материала. Введение понятий точка, линия (прямая и кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (углы, стороны, вершины). Угол, прямоугольник, квадрат и их свойства. Длина ломаной, периметр многоугольника, прямоугольника. Выработка практических умений и навыков построения геометрических фигур с помощью чертежных инструментов.
14. Методика работы над величинами в начальных классах.
Задачи изучения темы. Величины, изучаемые в младших классах. Методика знакомства с величиной. Этапы работы над величиной. Упражнения, способствующие формированию знаний соотношения между единицами измерения.
15. Методика ознакомления младших школьников с дробями.
Введение понятия «доли». Запись, сравнение, наглядная интерпретация долей. Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле. Введение понятия «дроби». Числитель и знаменатель дроби. Сравнение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
16. Анализ альтернативных образовательных программ и учебников математики для начальной школы.
Примеры инвариантных и альтернативных программ. Сравнительная характеристика альтернативных программ по математике для начальной школы: методика развертывания учебного материала; методы обучения. Сравнительная характеристика альтернативных учебников по математике для начальной школы.
17. Дифференцированное обучение математике в начальной школе.
Виды дифференциации. Внутриклассная дифференциация. Способы дифференциации учебной работы. Дифференциация обучения младших школьников на различных этапах урока математики.
18. Практическая направленность обучения математики в начальной школе.
Принципы отбора и составления системы упражнений. Виды заданий в учебниках математики для начальных классов.
- Блок I. Возрастная и педагогическая психология
- 2. Развитие ребенка младшего школьного возраста. Новообразования младшего школьника.
- Блок II. Педагогика. Общие основы педагогики
- 1. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к компетентности учителя начальной школы.
- 2. Педагогика как наука о воспитании, развитии и обучении человека. Этимология значения слова «педагогика». Категориальный аппарат педагогики.
- 3. Сущность и понятие педагогической технологии. Общая характеристика основных технологий обучения в начальной школе.
- 4. Метод изучения и обобщения передового опыта. Передовой опыт начального образования школ республики Татарстан.
- 5. Общая характеристика научного исследования в педагогике. Логика и научный аппарат психолого-педагогического исследования.
- 6. Государственный образовательный стандарт и его функции.
- Блок III. Управление образовательными системами
- 1. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно- общественная система управления образованием.
- 2. Совет школы как высший орган внутришкольного управления. Основные направления, содержания и организационные формы управленческой деятельности в школе.
- Блок IV. История педагогики и образования
- Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры.
- Развитие представлений о человеке и его формировании в российской педагогической культуре X - начала XXI века
- Развитие и трансформация идеалов воспитания в хvііі веке и до 1917 года
- 3. Педагогическая деятельность и концепция а.С. Макаренко. Организация и воспитание детского коллектива
- Блок V. Социальная педагогика
- 1. Семья как субъект воспитания и развития младшего школьника. Основные формы работы учителя начальных классов с семьей
- Блок VI. Коррекционная педагогика
- 1. Понятие нормы и аномалии в физическом, психическом и личностном развитии ребенка. Кризис развития 7-лет.
- Блок VII. Педагогика начального образования
- 1. Понятия дидактики и дидактической системы. Характеристика классических систем и современных направлений в начальном образовании
- 2. Сущность и структура процесса обучения. Движущие силы и логика учебного процесса в начальной школе.
- 3. Формы организации процесса обучения младших школьников.
- 4. Методы обучения в начальной школе. Классификация методов обучения. Выбор методов.
- 5. Диагностика развития личности и контроль результатов обучения в начальной школе. Виды, формы и методов контроля знаний, умений и навыков. Оценка и отметка в практике начальной школы.
- 6. Технологии личностно-ориентированного обучения в начальной школе.
- 7. Технологии развивающего обучения в начальной школе.
- 8. Игровые технологии в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.
- Блок VIII. Теория и методика воспитания младших школьников
- 1. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. Базовые национальные ценности.
- 2. Система форм и методов воспитания младшего школьника.
- 3. Воспитательная система школы. Вариативные системы организации воспитания в начальной школе.
- 4. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- 5. Национальное своеобразие воспитания. Приобщение младших школьников к родной культуре и культуре других народов.
- Блок iх. Частные методики преподавания в начальной школе Методика преподавания математики
- 1. Методика преподавания математики как учебный предмет.
- 2. Принципы построения курса математики в начальной школе. Основные понятия начального курса математики и последовательность их изучения.
- 3. Организация обучения математике в начальной школе. Урок как основная форма обучения математике младшего школьника.
- 4. Методы, приемы и средства обучения математике в начальной школе (общепедагогические и математические).
- 5. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике в начальных классах.
- 6. Развитие младших школьников в процессе обучения математике. Анализ и синтез. Приемы сравнения и классификации в обучении математике. Приемы аналогии и обобщения в обучении математике.
- 7. Методика изучения нумерации десятка, сотни, тысячи, многозначных чисел в начальной школе.
- 8. Методика обучения действиям сложения и вычитания в начальной школе.
- Методика обучения русскому языку и литературному чтению
- Методика преподавания курса «Окружающий мир»
- Роль естествознания в преподавании учебных дисциплин в начальной школе по дидактической системе л.В.Занкова.
- 4. Проблемы и особенности развивающего обучения в дидактике в.В.Давыдова по курсу «Окружающий мир».
- 5. История методики преподавания естествознания в начальной школе. В.Ф.Зуев.
- 6. Влияние учения ч.Дарвина на преподавание школьного естествознания. А.Я. Герд (1841-1888).
- 7.Взаимодействие человека и природы.
- 8.Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.
- Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом
- Методика преподавания изо как предмет.
- Условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе.
- Виды занятий по изобразительному искусству в начальной школе.
- Методика обучения графическим навыкам учащихся начальных классов.
- Особенности обучения младших школьников живописи.
- Обучение младших школьников основам композиции.
- Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству.
- Основные требования, предъявляемые к написанию конспектов уроков по изо.
- Теория и методика музыкального воспитания
- Технология и методика преподавания.