Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
Максимов А.М.,
МОУ СОШ №32,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Components of the State educational standard of general education. National-regional component of the standard ways to implement its contents.
В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач - модернизация системы общего образования, которая является фундаментом российской образовательной системы. Этот процесс предполагает поиск эффективных подходов к обеспечению оптимального баланса между федеральной, региональной и местной составляющими системы общего образования. Одним из возможных способов обеспечения этого баланса является разработанная в 1990-е гг. трехкомпонентная модель построения Государственного образовательного стандарта общего образования (включает три компонента в их целостном единстве - федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения). Научное осмысление этой проблемы и дискуссии по ее основным аспектам продолжаются.
Первые варианты проектов российских образовательных стандартов по ряду предметов были опубликованы еще в 1993 - 1994 гг. В середине 1990-х гг. Министерством образования РФ были утверждены комплекты программ и других нормативных документов, излагающих требования образовательного стандарта для основной и старшей ступеней средней школы. Вместе с тем, этот социально-педагогический проект не получил полной и однозначной поддержки. В 2001—2003 гг. была предпринята попытка создать новое поколение стандартов, которая завершилась разработкой федерального компонента стандартов. В начале 2004 г. документ был утвержден Министерством образования РФ, однако так и остался ведомственным документом, вызывающим весьма противоречивые оценки педагогической общественности. В последние пятнадцать лет образовательные стандарты для российской школы находились в центре внимания как педагогов, так и широкой общественности.
В Конституции РФ в статье 43 (пункт 5) сказано: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». «Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала…. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования».
В статье 7 «Государственные образовательные стандарты» Федерального закона РФ «Об образовании» в самом общем плане определены понятия федерального и национально-регионального компонентов государственных образовательных стандартов, структурные компоненты, функции стандартов.
В «Законе об образовании» в 2011 году в редакции от 03.06.2011 N 121-Ф был введен п.5.3. в статью 14:
Статья 14. Общие требования к содержанию образования
П.5.3. Примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.
Федеральный компонент призван обеспечивать единое образовательное пространство России, устанавливать базовый минимум содержания, нормировать базовый инвариант, определять стартовые возможности получения образования.
Национально-региональный компонент вариативен, определяет региональные проявления тех основ, которые раскрываются в неизменном содержании. НРК, несомненно, обладает самоценностью и самозначимостью. Введение национально-регионального компонента в учебный план образовательного учреждения любого уровня - от дошкольного учреждения до средней школы, придает образованию национально (регионально) значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и хозяйственные особенности и проблемы. Дети должны ощущать себя прямыми наследниками предшествующих поколений, трудом и стараниями которых создано все, чем мы владеем сейчас. Поэтому с раннего возраста необходимо приобщать детей к пониманию значимости родного края, его природного и экономического своеобразия, особенностей национальной (региональной) культуры народа. По мнению Я.А.Коменского, разделяемому автором, «… пороки начального воспитания сопровождают нас в течение всей жизни».
Национально-региональный компонент представляет не только область, город как таковой с его зданиями и сооружениями, административными и общественными институтами, но и всё многообразие возможных форм и способов взаимодействия человека с национально-культурной средой.
В федеральном базисном учебном плане региональному (национально-региональным) компоненту отводится не менее 10 процентов и не более 15 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования.
Россия веками складывалась как многонациональное государство, в котором нормой сосуществования народов стало взаимодействие культур, духовное сотрудничество. В формировании и культивировании здорового национального самосознания в современных условиях решающую роль играет образование, учитывающее исторически сложившиеся культурные традиции региона.
Сегодня идет процесс осмысления и концептуализации понятия «региональный компонент». Оно получает свое содержание через соотношение с понятием «регион». Регион (от лат regio – страна, область, округ) – пространство (территориальное, временное, экономико-географическое, социальное, культурное), в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция образа жизни. Это особенно важно в современных условиях, когда страна в целом в значительной мере утрачивает единство норм общественной жизни.
Реализация содержания НРК должна гарантировать:
в основной школе – создание условий для адаптации учащихся в социальном окружении, освоения ими особенностей культуры родного края, его научного и социально-экономического потенциала;
в старшей школе – формирование способностей, обеспечивающих вхождение в поликультурную среду региона и профессиональную ориентацию учащихся.
Содержание НРК госстандарта обшего образования имеет отличия в зависимости от республик. В нашем случае, в Хабаровском крае и нашем городе корректнее будет говорить о региональном компоненте.
Великий гуманист и основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский писал: «Следует также приучать детей к постоянным трудам и постоянным занятиям, все равно, будет ли то серьезное дело или игра, лишь бы дети не выносили безделья».
Надо отметить, что воспитание в труде - основная проблема в педагогике всех народов, трудолюбие - главная забота в воспитании, и это положение неоднократно подчеркивал Коменский: «чрезвычайно полезно приучать детей к труду, чтобы они привыкли избегать ленивого досуга», ибо «праздность - подушка сатаны».
Образовательная область «Технология» является необходимой и важной частью общего образования школьников. Она в своем содержании выражает политехническую и прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляет им возможность научиться осознанно применять в практической деятельности знания основ изучаемых в школе наук. Овладение учащимися содержанием образовательной области "Технология" обеспечивает преемственность их перехода от общего к профессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывному самообразованию.
Особенности технологического обучения и трудовой подготовки с учетом региональных условий позволяют выделить группы задач:
1) практические задачи - это формирование умений владения приемами ручного труда, умения использования ручных инструментов, средств механизации, управления станками и машинами, умения выполнять необходимую исследовательскую и проектную деятельность;
2) развивающие задачи - это развитие у школьников способностей теоретического мышления, формирования основ технологической культуры;
3) общеобразовательные задачи - это формирование общеучебных умений и познавательных способностей;
4) воспитательные задачи - формирование нравственной культуры и системы моральных ценностей, патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Разработка национально-регионального компонента содержания стандартов по технологии состоит в развитии технологической грамотности и проективных умений учащихся в построении карьеры, т.е. способности учащихся быстро осваивать различные технологические средства, адаптироваться к различным видам деятельности и проектировать свое личностное и профессиональное развитие в процессе построения своей судьбы в условиях рыночной экономики Дальневосточного региона. Задача состоит также и в обеспечении формирования личности с инициативным и ответственным отношением к труду как основы для осознанного профессионального выбора. Все это в дальнейшем позволит обеспечить эффективное использование кадрового потенциала и регулирование рынка труда Дальнего Востока.
Содержание национально-регионального компонента стандартов по технологии должно быть ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору и построению профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики региона. Результатом профессиональной ориентации в системе общего образования является профессиональное самоопределение школьника с учетом требований регионального рынка труда.
Таким образом, на практике национально-региональный компонент содержания технологической подготовки учащихся состоит в отражении в учебном плане и при проведении занятий:
- обшей характеристики экономического состояния и потенциала России, в том числе и Хабаровского края и Дальневосточного региона, приоритетных направлений развития техники и технологий, производства в Дальневосточном регионе;
- влияния техники и технологий на виды и содержание труда в нашем регионе, крае, городе;
- востребованности различных видов профессионального труда в регионе;
- изучения рынка труда и профессий, характеристики профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства в регионе и городе.
Таким образом, необходимым звеном является непосредственное участие школьников в практической трудовой деятельности в своей школе, городе (а именно, работа в мастерских по ремонту школьной собственности, работа по благоустройству школьной территории, помещений самой школы, создание проектов в учетом личных и коллективных интересов, участие различных городских конкурсах и акциях).
Все это позволит школьнику успешно входить в новый неизвестный мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели.
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.