Isbn 978-5-85094-467-4
© Коллектив авторов
© Издательство «РПК Принт графика», 2012
В конференции приняли участие более 75 человек: ведущие ученые, преподаватели, учителя технологии, изобразительного искусства, черчения, информатики общеобразовательных школ, художественных школ, профессиональных лицеев, сотрудники музея изобразительных искусств, методисты, представители органов управления образованием, аспиранты, студенты специальности «Технология и предпринимательство».
В материалах конференции опубликованы статьи специалистов в области технологического образования из России, Великобритании, Японии, Китая. В рамках конференции были проведены пленарные и секционные заседания, организованы и проведены мастер-классы, устроены выставки методического обеспечения технологического образования.
Для участников конференции была организована выставка студенческих работ, выполненных в технике горячей эмали, где ребята представили, защитили свои работы, представили технологическую последовательность изготовления картин обжигом горячей эмали, ответив на вопросы участников.
Конференция приняла решение, которое размещено на сайте университета. Все участники конференции получили сертификаты. Работа конференции была насыщенной и плодотворной.
Хотелось бы выразить слова благодарности за спонсорскую помощь, поддержку, оказанную в организации и проведении конференции Юрию Леонтьевичу Хотунцеву, доктору физико-математических наук, профессору Московского педагогического государственного университета, Совету по предпринимательству при Администрации города Комсомольска-на-Амуре и лично его председателю Юрию Николаевичу Иванову, ООО «Альфа-Дент» г. Комсомольска-на-Амуре и его директору Ивану Васильевичу Пакшину.
Dear friends and colleagues
May I wish you every success in your important conference. I treasure the memories of my visits to Komsomol'sk-na-Amure where I have learned so much, met so many interesting and creative people, and found inspiration in both your thinking and in the nature all around you.
I regret that I am not able to be with you on this occasion, but look forward to my next visit.
Warm wishes, James Pitt.
Дорогие товарищи!
Поздравляю Вас с началом Вашей конференции по технологическому образованию школьников. Подобные конференции были организованы в этом году в Москве, Туле, Коломне, Мурманске, Ульяновске, Армавире, Новосибирске, Улан-Уде, Иркутске, Чите. Проведение таких конференций во многих городах нашей страны свидетельствует о творческом характере нашей образовательной (предметной) области «Технология», о творческой активности учителей технологии и специалистов в области технологического образования. Аналогичные конференции ежегодно проводятся в Китае, а раз в два года проводится конференция по технологическому образованию стран тихоокеанского региона. Китайские, южнокорейские, японские специалисты в области технологического образования с большим интересом знакомятся с опытом преподавания технологии, cистемой подготовки учителей технологии и методическим обеспечением «Технологии» в нашей стране, несмотря на все проблемы нашей образовательной (предметной) области.
В настоящее время утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты для начальной и средней (5-9 классы) школы. Опубликован 15 апреля 2011г. проект стандарта для старшей школы. «Технология» присутствует во всех стандартах. Однако на изучение технологии в начальной школе выделен только 1 час в неделю, что, безусловно, мало. Согласно опубликованной примерной программе по технологии в начальной школе каждый школьник должен быть обеспечен набором инструментов для обработки материалов и конструктором для изучения простых конструкций и механизмов, а каждый класс должен иметь компьютер и мультимедийный проектор, цифровую фотокамеру и видеокамеру. Новый стандарт для начальной школы введен с 1 января 2010г.
17 декабря 2010 г. был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы), куда также включена «Технология». В стандарте говорится, что материально-техническое оснащение процесса должно обеспечивать возможность «создания материальных и информационных объектов» с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологий (индустриальные, сельскохозяйственные, технологии ведения дома, информационные и коммуникационные технологии), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина, т.е. допускается изучение материальных технологий, связанных с проектированием и изготовлением материальных объектов. Однако в опубликованных примерных программах по технологии в 5-9 классах на изучение технологии только выделяется по 2 часа в неделю в 5-6 классах и 1 часов неделю в неделю. Позднее в Интернете в эту примерную программу было включено следующее положение: «Дополнительное время для изучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня».
15 апреля 2011г. был опубликован проект федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы, куда технология была выплачена в качестве предмета по выбору. Однако новый базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений не утвержден, и во многих регионах используется базисный учебный план 2004г., где технология изучается с 5 по 7 класс – 2 часа в неделю и 1 час в неделю в 8 классах, а в 10-11 классах – 1 час в неделю в классах универсального (непрофильного) обучения, и 6 часов в неделю в профильных классах технологических направлений. В ряде регионов (Омской, Тюменской, Орловской областях) с небольшими изменениями используется базисный учебный план 1998г., где на технологию выделено по 2 часа в неделю с 1 по 11 классы и по 3 часа в 9 классе. Это разрешено в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ № АФ-59/03 от 17 марта 2005г.
Выбор используемого учебного плана зависит от позиции руководства, от понимания им важности технологической подготовки школьников для их ориентации на работу в сфере материального производства, необходимого для инновационного развития нашей страны и укрепления ее обороноспособности. Для разъяснения руководству, средствам массовой информации, работодателям, родителям позиции сообщества учителей технологии и соответствующих специалистов о важности технологического образования школьников целесообразно создание региональных ассоциаций технологического образования. Приступила к работе Московская ассоциация образования школьников. 29 декабря ассоциация обсуждала учебники по техническому труду под редакцией Ю.Л. Хотунцева и Е.С. Глозмана. Советую вам также создать ассоциацию технологического образования, чтобы руководству был слышен голос сообщества учителей технологии. Желаю успеха в работе вашей конференции.
Ю.Л. Хотунцев,
доктор физико-математических наук, профессор МПГУ
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.