logo
СБОРНИК МК

Isbn 978-5-85094-467-4

© Коллектив авторов

© Издательство «РПК Принт графика», 2012

В конференции приняли участие более 75 человек: ведущие ученые, преподаватели, учителя технологии, изобразительного искусства, черчения, информатики общеобразовательных школ, художественных школ, профессиональных лицеев, сотрудники музея изобразительных искусств, методисты, представители органов управления образованием, аспиранты, студенты специальности «Технология и предпринимательство».

В материалах конференции опубликованы статьи специалистов в области технологического образования из России, Великобритании, Японии, Китая. В рамках конференции были проведены пленарные и секционные заседания, организованы и проведены мастер-классы, устроены выставки методического обеспечения технологического образования.

Для участников конференции была организована выставка студенческих работ, выполненных в технике горячей эмали, где ребята представили, защитили свои работы, представили технологическую последовательность изготовления картин обжигом горячей эмали, ответив на вопросы участников.

Конференция приняла решение, которое размещено на сайте университета. Все участники конференции получили сертификаты. Работа конференции была насыщенной и плодотворной.

Хотелось бы выразить слова благодарности за спонсорскую помощь, поддержку, оказанную в организации и проведении конференции Юрию Леонтьевичу Хотунцеву, доктору физико-математических наук, профессору Московского педагогического государственного университета, Совету по предпринимательству при Администрации города Комсомольска-на-Амуре и лично его председателю Юрию Николаевичу Иванову, ООО «Альфа-Дент» г. Комсомольска-на-Амуре и его директору Ивану Васильевичу Пакшину.

Dear friends and colleagues

May I wish you every success in your important conference. I treasure the memories of my visits to Komsomol'sk-na-Amure where I have learned so much, met so many interesting and creative people, and found inspiration in both your thinking and in the nature all around you.

I regret that I am not able to be with you on this occasion, but look forward to my next visit.

Warm wishes, James Pitt.

Дорогие товарищи!

Поздравляю Вас с началом Вашей конференции по технологическому образованию школьников. Подобные конференции были организованы в этом году в Москве, Туле, Коломне, Мурманске, Ульяновске, Армавире, Новосибирске, Улан-Уде, Иркутске, Чите. Проведение таких конференций во многих городах нашей страны свидетельствует о творческом характере нашей образовательной (предметной) области «Технология», о творческой активности учителей технологии и специалистов в области технологического образования. Аналогичные конференции ежегодно проводятся в Китае, а раз в два года проводится конференция по технологическому образованию стран тихоокеанского региона. Китайские, южнокорейские, японские специалисты в области технологического образования с большим интересом знакомятся с опытом преподавания технологии, cистемой подготовки учителей технологии и методическим обеспечением «Технологии» в нашей стране, несмотря на все проблемы нашей образовательной (предметной) области.

В настоящее время утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты для начальной и средней (5-9 классы) школы. Опубликован 15 апреля 2011г. проект стандарта для старшей школы. «Технология» присутствует во всех стандартах. Однако на изучение технологии в начальной школе выделен только 1 час в неделю, что, безусловно, мало. Согласно опубликованной примерной программе по технологии в начальной школе каждый школьник должен быть обеспечен набором инструментов для обработки материалов и конструктором для изучения простых конструкций и механизмов, а каждый класс должен иметь компьютер и мультимедийный проектор, цифровую фотокамеру и видеокамеру. Новый стандарт для начальной школы введен с 1 января 2010г.

17 декабря 2010 г. был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы), куда также включена «Технология». В стандарте говорится, что материально-техническое оснащение процесса должно обеспечивать возможность «создания материальных и информационных объектов» с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологий (индустриальные, сельскохозяйственные, технологии ведения дома, информационные и коммуникационные технологии), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина, т.е. допускается изучение материальных технологий, связанных с проектированием и изготовлением материальных объектов. Однако в опубликованных примерных программах по технологии в 5-9 классах на изучение технологии только выделяется по 2 часа в неделю в 5-6 классах и 1 часов неделю в неделю. Позднее в Интернете в эту примерную программу было включено следующее положение: «Дополнительное время для изучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня».

15 апреля 2011г. был опубликован проект федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы, куда технология была выплачена в качестве предмета по выбору. Однако новый базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений не утвержден, и во многих регионах используется базисный учебный план 2004г., где технология изучается с 5 по 7 класс – 2 часа в неделю и 1 час в неделю в 8 классах, а в 10-11 классах – 1 час в неделю в классах универсального (непрофильного) обучения, и 6 часов в неделю в профильных классах технологических направлений. В ряде регионов (Омской, Тюменской, Орловской областях) с небольшими изменениями используется базисный учебный план 1998г., где на технологию выделено по 2 часа в неделю с 1 по 11 классы и по 3 часа в 9 классе. Это разрешено в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ № АФ-59/03 от 17 марта 2005г.

Выбор используемого учебного плана зависит от позиции руководства, от понимания им важности технологической подготовки школьников для их ориентации на работу в сфере материального производства, необходимого для инновационного развития нашей страны и укрепления ее обороноспособности. Для разъяснения руководству, средствам массовой информации, работодателям, родителям позиции сообщества учителей технологии и соответствующих специалистов о важности технологического образования школьников целесообразно создание региональных ассоциаций технологического образования. Приступила к работе Московская ассоциация образования школьников. 29 декабря ассоциация обсуждала учебники по техническому труду под редакцией Ю.Л. Хотунцева и Е.С. Глозмана. Советую вам также создать ассоциацию технологического образования, чтобы руководству был слышен голос сообщества учителей технологии. Желаю успеха в работе вашей конференции.

Ю.Л. Хотунцев,

доктор физико-математических наук, профессор МПГУ