К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
Берестенникова М.В.,
ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
In article the culturological aspect of creative self-realization in vocational training of the future bachelors of pedagogical education of a profile "Technology" is considered.
Проблема профессионального самоопределения школьников при выборе будущих профессий повышает значимость профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология», обладающих общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и специальными компетенциями.
В настоящее время приоритетной ценностью современного образования становится развитие творческой личности, способной к самореализации в изменяющихся социально-экономических условиях.
Будущему педагогу, обладающему не только профессиональной компетентностью и мобильностью, творческим мышлением, способному понимать иные культурные позиции и ценности, важно иметь потребность реализовать собственный творческий потенциал, быть успешным на рынке труда в соответствующей области профессиональной деятельности.
С точки зрения современной педагогической науки, обучение должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека.
Актуальность проблемы самореализации учителя в профессиональной деятельности подтверждают исследования А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластёнина и других ученых, в которых показано, что нереализованность в профессии порождает неудовлетворенность ею, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается и на учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время необходимо теоретическое переосмысление проблемы и выявление педагогических условий, которые могли бы обеспечить творческую самореализацию будущего педагога-бакалавра профиля «Технология» в процессе обучения в педагогическом вузе.
«Самореализация личности» - многоаспектное понятие, рассматриваемое учеными как процесс, потребность, форма, цель и результат (В.И. Андреев, Л.Н. Коган, В.А. Сластенин и др.)
Как явление, связующее индивидуальное, социальное и культурное начала в жизни конкретного человека, самореализация личности отражена в научно-педагогических исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Антроповой, В.А. Афанасьева, Т.А. Ветошкиной, О.С. Газман, А.А. Идинова, Л.Н. Коган, Н.Н. Михайлова, В.И. Муляр, М.А. Недашковской, Н.И. Шаталовой и др.
Проблема самореализации личности нашла частичное отражение в психологических исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.К. Зарецкого, В.П. Зинченко, И.М. Когана, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, Б.М. Теплова и др.
В современной педагогике проблема творческой самореализации учителя рассматривается в работах В.И. Андреева, Л.В. Ведерниковой, Б.З. Вульфова, И.Д. Демаковой, В.А. Караковского, В.Г. Максимовой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.В. Мудрика, Н.Д. Никандрова, А.Б. Орлова, Л.С. Подымовой, Я.А. Пономарёва, В.А. Сластёнина, В.Н. Харькина, Н.Е. Щурковой и др.
В образовательном процессе вуза реализовать себя будущий бакалавр педагогического образования профиля «Технология» может в процессе деятельности, педагогической, культурно-просветительской.
Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира человека, его мировосприятия, мироощущения, мировоззрения и самосознания, особенно в части проектирования собственной будущности.
Рассматривая проблему подготовки бакалавров педагогического образования с позиции культурологического подхода как методологического основания содержания профессионального образования, в культуроконтекстном аспекте деятельности, мы насыщаем содержание образования проблемами человека, осуществляем образование в контексте мировой, национальной культуры, поддерживаем индивидуальность и самобытность человека, повышаем его ресурсность, культуру, обеспечиваем встречу человека с самим собой, в том числе через приобретение именно своей профессии.
Каждый педагог вуза может внести свой вклад в процесс эффективного приобщения будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» к творческой самореализации через содержание, формы и методы преподавания конкретной учебной дисциплины сквозь призму культуры.
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.