Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
Павлова И.В.,
МОУ СОШ №34,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Research method to increase motivation for creativity and quality building artistic skills.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»
И.Г. Песталоцци
В результате изучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе, согласно требованиям стандарта основного общего образования по искусству, ученик должен знать и понимать основы изобразительной грамоты и уметь применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных и пластических искусств в практической и самостоятельной творческой деятельности: в рисунке, живописи, скульптуре, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах. И это далеко не полный перечень требований к выпускнику школы.
Каким мы хотим видеть своего ученика? Прежде всего, человека с развитым эстетическим вкусом, со способностью углубления в себя, осознанием своих внутренних переживаний, развитым художественно-образным мышлением, человека, который понимает и ценит красоту. Но как достичь такого уровня подготовки, таких художественных умений и навыков, если на обучение изобразительному искусству отводится всего лишь один урок в неделю, не хватает иллюстративного и наглядного материала, технических средств обучения? Поэтому возникает необходимость использования таких приемов и методов в обучении, чтобы можно было эффективнее формировать творческие навыки у детей именно в пределах отведенного времени, то есть школьного урока, независимо от выбранной педагогом программы преподавания.
Чтобы повысить мотивацию к творческой деятельности и качественно формировать художественные навыки, необходимо использовать на уроках как можно чаще задания и упражнения исследовательского характера. Исследовательский метод позволяет учителю подобрать, конструировать и предлагать систему исследовательских задач, приспосабливать их к конкретной ситуации учебного процесса и управлять их решением.
Начиная с первого класса, учащиеся знакомятся с основными, составными и дополнительными цветами, при изучении которых возникает необходимость экспериментировать с цветами красок. Вопросы исследовательского характера возникают сами собой: как получить тот или иной цвет, как получить оранжевый цвет для изображения апельсина, лисицы или тигра? Или, как получить зеленый цвет для изображения листвы деревьев, травы, если использовать только три основных цвета: красный, желтый и синий? А как получить коричневый, если его нет в коробочке с красками? А как получить цвет тела человека, сколько красок для этого необходимо смешать и какие цвета надо взять? Кто-то из ребят уже раньше до школы учился смешивать краски, тогда детям приходится вспоминать свой прошлый опыт; кто-то впервые работает с гуашью или акварелью. Учащиеся экспериментируют, смешивают краски на палитре, получают новые цвета, совершают маленькие открытия. Например: на листе бумаги испробуйте самые разные возможности красок. Не старайтесь при этом рисовать что-либо конкретное, просто стремитесь к тому, чтобы краска красиво растекалась, а соседние пятна смешивались между собой. Сделайте густые мазки и прозрачные мазки. Почувствуйте, что краски разных цветов ведут себя немного по-разному из-за характера их пигмента. Весь лист бумаги, на котором вы пробуете краски, должен в конце работы стать выразительной композицией. Вопросы к учащимся, какие соотношения цвета ты выберешь для того, чтобы создать тревогу? Чтобы выразить нежность? И исследовательское задание: подберите цвета и оттенки на палитре и нарисуйте пейзаж на бумаге.
На уроках происходит знакомство с различными художественными материалами и выполнение упражнений, связанных с исследованием всех возможностей тех или иных графических, живописных и конструктивных материалов. Например, при лепке из пластилина на занятиях, связанных с таким видом изобразительного искусства как скульптура, учащимся задаются вопросы по анализу геометрической формы предмета, в частности, из каких геометрических тел состоит то или иное животное, птица? А как можно вылепить их, если использовать только геометрические тела? И ребята выполняют это упражнение с большим удовольствием, анализируя в конце урока процесс выполнения задания.
Домашнее задание также носит исследовательский характер. Например: посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей, а затем уже на уроке, ребятам предлагается исследовать, каким образом можно смешать краски, чтобы получить нужные оттенки для изображения «зла» и «добра». Понаблюдать, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи, фрукты) и как; что и как изображено красками, которыми они работали на уроке, но уже дома, в окружающей обстановке? Найти репродукции работ художников в материалах, похожих на аппликацию (мозаика, коллаж), посмотреть мозаику в общественных зданиях, лоскутную мозаику, инкрустацию на мебели, а в классе на уроке создать подобную, на основе увиденной. Найти в книгах иллюстрации и выполнить рисунок, изобразив, какими бывают сказочные персонажи в образе животных и птиц (дракон, кентавр, русалка). Принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно-белыми линейными графическими рисунками и другие подобные задания.
При изучении такого вида изобразительного искусства как «Графика», учащимся предлагаются следующие исследовательские задания: Попробуйте на бумаге графические материалы и инструменты карандаши, уголь, пастель, тушь, перо и кисть. Почувствуйте, как по-разному они ощущаются при работе. Исследуйте возможности этих материалов. Не надо рисовать сразу какое – либо конкретное изображение, сделайте штрихи и линии разной толщины и длины. Постарайтесь, чтобы к концу работы весь лист графических проб смотрелся красиво. На уроках уже в среднем звене учащимся предлагается более усложненное задание – исследовать, как изменение освещения меняет восприятие формы предмета. Для этого необходимо сделать карандашом зарисовки того, как распределяется светотень на простых геометрических телах при боковом их освещении. Для этого надо поставить свои сконструированные бумажные геометрические постройки на белый лист бумаги так, чтобы свет на них падал сбоку, нарисовать их в положении по свету и против света, когда виден только силуэт. Учащиеся выполняют зарисовки предметов, используя знания о светотени, и в конце занятия анализируют полученные рисунки, сравнивая с работами одноклассников.
Развитие исследовательских навыков у учащихся происходят на уроках в процессе создания проектов, презентаций, рефератов и просто бесед о творчестве художников или направлении искусства и архитектуры. Это касается как начальной ступени образования – младших школьников, так и учащихся среднего и старшего звена.
Использование на уроках системы исследовательских упражнений и заданий вдохновляют детей на творческий поиск, повышают мотивацию к изобразительной и конструктивной деятельности, дают возможность раскрепостить свою фантазию и воображение, формируют художественно - творческие навыки, развивают эстетический вкус, что является естественным условием качественного образования в области изобразительного искусства и подготовки выпускника средней школы.
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.