Педагогическая практика в школе
Конюхова О.А., Веклич С.Н.,
ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Pedagogical practices of students as part of teacher training. The objectives, content and criteria for assessing teaching practice. The algorithm of preparing students for the lessons.
Педагогическая практика студентов 4-5 курсов педвузов является неотъемлемой частью подготовки педагогических кадров. Она позволяет последовательно соединять теоретическую подготовку студентов с практическим освоением различных видов педагогической деятельности в учебно-воспитательных учреждениях разного типа.
Попков В.П. отмечает, что педагогическая практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности, овладение основами педагогической культуры современного учителя, формирование готовности к педагогическому творчеству.
Кругликов Г.И., считает, что педагогическая практика – это практика, которая обеспечивает высокую профессиональную подготовку студента, совершенствование его педагогического и методологического мастерства, вооружает его навыками воспитательной деятельности, классного руководства, профессиональной ориентации школьников.
Абдулина О. А. подчеркивает, что педагогическая практика - форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей, которая проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности педагога. В процессе практики интенсифицируется профессиональное и личностное развитие будущих учителей. Студенты включаются в реальную практическую деятельность, впервые непосредственно знакомятся с выполнением должностных обязанностей и овладевают логикой профессионального поведения учителя.
Приведенные определения верны и каждое по своему раскрывает цели и задачи педагогической практики. Педагогическая практика дает возможность студентам окунуться в реальные события, которые происходят в современной школе как на уроках, так и во внеучебное время.
Практика студентов педагогических ВУЗов направлена на вооружение студентов первоначальными знаниями о сущности и специфике профессиональной деятельности учителя, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессионально-педагогическими умениями и навыками, формирование интереса к педагогической деятельности в школе.
Цель педагогической практики – обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения педагогики, психологии, частных методик и спецкурсов; формирование у студентов соответствующих педагогических умений. Основными задачами педагогической практики, как ведущего звена профессиональной подготовки будущих учителей технологии являются: ознакомление студентов с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в школе; ознакомление с формами и методами работы учителей в школе; отработка навыков ведения занятий по технологии и проведения воспитательных мероприятий; закрепление педагогических умений во время собственной педагогической деятельности.
Основное содержание педагогической практики реализуется: в деятельности учителя по предмету, классного руководителя, организатора кружка; в участии в методической работе; в работе с родителями.
С трудностями профессии педагога студенты сталкиваются в период похождения педагогической практики, когда студент-практикант должен попробовать себя во всех формах работы учителя, проявив степень владения знаниями в области методики преподавания технологии, педагогики и психологии. На практике студенту необходимо наблюдать за учебно-воспитательным процессом на уроках технологии, проводимых учителями школы и другими практикантами, обращая внимание на подготовку к занятию, на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач урока, реализацию дидактических принципов, особенности применения методов и форм обучения технологии, на организацию коллектива учащихся разных возрастных групп; методы, приемы и средства, используемые учителем на уроке в воспитательных целях; регулирование мыслительной нагрузки на занятии; контроль, оценку и учет знаний учащихся; изучив перспективное и текущее планирование учебно-воспитательного процесса в школе, где студент-практикант проходит практику, разрабатывать поурочные планы, на основании которых самостоятельно проводит уроки; эффективно использовать различные методические приемы, формы и средства обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся (рассказ, беседа, ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссии, руководство самостоятельной работой учащихся, использование учебного кино, презентаций и т.д.); также самостоятельно подготовить кабинет к уроку, наглядные пособия, технические средства обучения, дидактический материал; организовать учащихся перед началом урока и т.д.
Основными критериями оценки педагогической практики студентов являются: степень сформированности профессиональных и педагогических умений и навыков; уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности; отношение к работе в качестве учителя (интерес к педагогической деятельности, любовь к детям, активность, и т.д.).
Во время прохождения педагогической практики в МОУ СОШ с УИОП №16 г. Комсомольска-на-Амуре, особых трудностей не возникло, но хотелось бы обратить внимание на то, что нужно грамотно применять теоретический материал, полученный за время обучения в университете на всех этапах прохождения практики. Педагогическая практика должна быть организована таким образом, чтобы в процессе ее студенты углубляли свои знания по предмету, учились применять в обучении и воспитании учащихся теоретические идеи педагогики, психологии, методики, вырабатывали педагогические умения и навыки и развивали у себя профессионально-личностные свойства и качества.
Посещение уроков других студентов позволяет сделать вывод о том, что многие студенты при подготовке и проведении уроков, особенно первых, испытывают сильное волнение и скованность, теряются, оказываются беспомощными в решении возникающих ситуаций. Бывает так, что студент приходит на урок с хорошо подготовленным конспектом и, тем не менее, не может провести его на достаточном методическом уровне.
Для того чтобы подготовиться и провести урок, студенты должны иметь достаточно четкий алгоритм, соблюдение которого позволяет избавиться от излишних волнений и методических неудач.
Этот алгоритм включает в себя:
- консультацию с преподавателем-методистом и учителем о целях учебного занятия, его методике, необходимых учебных пособиях, дидактическом материале и т.д.;
- определение и осмысление содержания предстоящего урока;
- разработку развернутого плана-конспекта урока;
- специальную работу по усвоению подготовленного плана-конспекта путем его активного воспроизведения; «проигрывание» содержания и методических элементов урока.
Использование студентами данного алгоритма при подготовке и проведении уроков технологии считаем существенным фактором повышения обучающей эффективности педагогической практики и формирования технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.
По сложившейся традиции для прохождения педагогической практики студенты обычно прикрепляются к одному классу, что ограничивает возможности их тренировочной деятельности. В этом случае каждый новый урок требует от студентов тщательной отработки его содержания, решения новых задач и использования новых методов и приемов, причем его проведение не повторяется. Естественно, что для студентов, не имеющих опыта работы, каждый такой урок в известной мере является пробным. И если в таком порядке проходит вся практика, то она приобретает для студентов характер сплошной «пробности», т.к. проведя урок и замечая его недочеты, они не имеют возможности его повторить и провести лучше. Хочется сказать о более эффективной организации педпрактики в школе, когда студентов закрепляют не к одному, а к 2-3 параллельным классам. В результате каждый студент имеет возможность проводить урок на одну и ту же тему несколько раз, тренируясь в использовании тех или иных методов и приемов обучения. В этом случае для студентов пробным выступает только первый урок, остальные же приобретают характер тренировочной деятельности, в процессе которой студенты закрепляют ее позитивные моменты и преодолевают допускаемые ошибки и недостатки. Прикрепление студентов к параллельным классам позволяет усовершенствовать процесс формирования педагогических и технологических умений и навыков, существенно повысить обучающую роль педагогической практики.
Затруднения, возникающие у студентов во время педагогической практики: в проведении самостоятельных уроков; в установлении контакта с классом и создании благоприятной обстановки на уроке; в организации внеклассной работы школьников; в установлении контакта с педагогами-методистами и т.д.
В целом, педагогическая практика в школе прошла на высоком уровне, цель, задачи были выполнены. Большинство студентов отмечают, что педпрактика им понравилась и позволила убедиться в том, что есть возможность связать свою будущую жизнь с работой в школе.
Педагогическая практика является важнейшим этапом обучения студента педагогического ВУЗа, так она показывает, сформированы ли у студента личностные и профессиональные качества, которые позволили бы ему успешно работать в изменившихся условиях современной образовательной школы; позволяет выявить степень соответствия профессиональных качеств и чисто человеческих черт, необходимых педагогу, воспитывает устойчивый интерес к профессии учителя, убежденности в правильности ее выбора и возможности внести личный вклад в реформирование школы.
раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
Использование синтетических и натуральных материалов в изучении традиционных техник, для познания и сохранения культуры народов
Аистова Т.Б.,
МОУК ДОД «ДХШ»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
The study of artistic heritage. The art of mosaic of past and present. Create your own mosaic composition. An introduction to popular culture. Create a doll images with their hands. Theoretical, bibliographical material as the basis of creativity. The study of patterns and selection of material for a given topic. Drafting process. Sketches and selection of material as a basis for action. Independent work as a result of the study subjects. Aesthetic and spiritual enjoyment, as a result of project activities.
Художественно - декоративная деятельность как один из видов ручного труда положительно влияет на развитие и становление личности, т.к. любой вид созидательной деятельности приподнимает человека, делает его сопричастным к замечательным творениям человечества. Принимая во внимание этот важный фактор, предлагается углубиться в глубину веков. Когда-то одним из способов эстетического наслаждения было созидание малых и великих шедевров в мировом искусстве мастерами и просто умельцами. Это древнейшая интереснейшая и кропотливая техника – мозаика. Её применение распространяется как от украшений древних храмов, станций метрополитена, до украшения современных интерьеров. Она используется в декоративной–прикладной, творческой деятельности, начиная с детских, средних, высших и специальных учебных заведений, а также частными лицами. Издревле изображения в мозаике составлялись из разнообразных цветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов. Но и сегодня есть много современных материалов, которые дают возможность расширить мозаичную палитру. А именно; полимерные материалы, стеклопластики.
В результате творческого подхода к выбору материала для традиционной техники «мозаика» и относительно условий её назначения, предлагается относительно простой в употреблении синтетический материал – ластики (цв. вкл. 11. рис.11.1). Красочность и разнообразность форм и фактур, мягкость и податливость в работе, даёт возможность применения ластиков, как основного материала на уроках прикладного творчества в технике – мозаика. А разнообразие цветовых оттенков этого материала располагает к творческому порыву, к работе по выполнению красочной композиции. Составление эскизов, концентрация внимания на данном задании, учёт определённых тонкостей в данной работе предполагает разумную деятельность творца.
Искусство классической смальтовой мозаики знает два способа изготовления: прямой набор, вручную, когда из кусочков смальты изображение накладывается непосредственно на поверхность и закрепляется, и когда изображение накладывается на кальку будущей картины лицевой стороной вниз, и после закрепляется и обрабатывается окончательно[2;47]. Предлагается выбрать простой вариант – наклеивание мозаичного материала на картон. Для композиционного решения темы «мозаика» предлагаются задания; 1. «Домик в деревне», 2. «Пейзаж», 3. «Букет» (цв. вкл. 11. рис.11.2).
Цели: знакомство с печатными материалами по темам. Определение графического решения. Работа над эскизами. Определение колорита объекта. Чёткое и точное определение форматирования объектов. Последовательность выполнения работы. Развитие навыков кропотливого труда. Завершенность и эстетичность работы. Воспитание художественного вкуса.
Использование современных тканых материалов позволяют приобщиться к истокам русской национальной культуры и научиться древнему искусству своими руками создавать кукольные образы. Куклы на Руси всегда имели огромное значение в воспитании детей, в содержании жилища, служили доброму делу и помогали человеку на протяжении всей жизни. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. [1; 16] Игры в куклы не считались пустой забавой. Считалось, чем усердней играет ребёнок, тем больше будет достаток в семье. Куклы дарили в подарок в знак дружбы. Куклами играли дети, подростки, девушки на выданье. И замужние женщины. По красоте кукол судили о вкусе и умении её хозяйки. Куклы передавались детям по наследству. «Чем больше кукол, тем больше счастья», - считали хозяева [3; 17] . Так это ли не повод вернуться, или хотя - бы приобщиться к этим традициям народа? Раньше специалиста по изготовлению кукол называли кукольником. Предлагается изучить и смастерить самим традиционную народную куклу. Кукла - создание талантливых рук и творенье вечной души человека [1;7]. Материал для работы – красочные кусочки ткани; хлопок, лён, ситец, грубые льняные ткани, а также искусственные ткани различной расцветки, нитки суровые, нитки или пакля, ленточки – тесёмки (цв. вкл. 12. рис.12.1.-12.2).
Составление проекта «Традиционная кукла»: изучение традиционной народной игрушки. Изучение традиционных схем изготовления куклы. Заготовка материала. Подбор ткани по качеству и цвету. Последовательное изготовление куклы. На основе выработанной технологии выполнить авторскую куклу. Проведение Сударушкиных посиделок и ярмарочных дней.
В результате изучения материала на основе старых техник, используя современные доступные материалы и кропотливой работы по созданию изделий декоративно – прикладного творчества, вырабатывается привычка видеть и творить прекрасное своими руками. Понимать и видеть различия истиной культуры от привнесенной. Появляется желание сохранять обычаи и традиции своего народа. Достигнув определённых навыков в процессе изготовления кукол, постигая опыт народной мудрости, появляется возможность привнести в жизнь явления прекрасного и вечного, явления самореализации посредством целенаправленной деятельности к постижению и сохранению культуры народов.
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.