Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
Асланова Е.С.,
ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
The article deals with the content of the national-regional component of the example of university disciplines component direction "Teacher Education" profile "Technology", identified ways to improve the process of bachelor of technology, taking into account national and regional components.
Актуальность исследования национально-регионального компонента технологического образования, его реализации в педагогическом образовании обусловлена совокупностью социальных, культурологических, психолого-педагогических, аксиологических факторов как теоретического, так и практического характера.
Развитие отечественной науки характеризуется определенным интересом к проблемам регионализации образования. Использование различных сторон регионального подхода в системе образования, вопросы введения местного материала в процесс обучения и воспитания нашли отражение в трудах выдающихся педагогов-просветителей: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.П. Блонского, их идеи народности не утратили своей актуальности в современных условиях развития общества. При этом наряду с общими чертами, присущими регионализации, проявляются два условия: особенности изучаемого предмета и специфика региона, накладывающие значимый отпечаток на содержание образования [1].
Региональный компонент образования является составной часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры, особые потребности и интересы в области образования народов России в качестве субъектов федерации.
Основными целями реализации регионального компонента является создание системы условий, позволяющих обеспечить сохранение исторической связи поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному прошлому; формирование личности выпускника как достойного гражданина, знатока и созидателя культурных ценностей и традиций своего региона; воспитание целостной картины мира, основанной на знании и сохранении своего культурного и исторического наследия в поликультурном обществе; систематическое обновление всех аспектов образования.
Основными принципами построения регионального содержания образования выступают принципы региональности, гуманизации, историзма, комплексности и интегративности [2].
Применение национально-регионального компонента в содержании высшего профессионального образования способствует воспитанию всесторонней развитой гармоничной личности, формированию российской идентичности, привитию любви к стране, региону, городу, позволит формировать и развивать качества личности, отвечающие потребностям общества, инновационной экономики, демократического строя, многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского государства.
Дальневосточный регион достаточно богат своими традициями и народными ремеслами. В настоящее время стоит проблема сохранения этой культуры, бережного отношения к ней. Одним из самых действенных способов сохранения культуры народов Приамурья является приобщение к ней современной молодежи через непосредственное изучение народных художественных промыслов.
Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы народов Приамурья занимают важное место в технологической подготовке студентов бакалавров технологии. Учебный план направления «Педагогическое образование» профиль «Технология», разработанный в соответствии с ФГОС ВПО, содержит дисциплины, которые входят в раздел национально-регионального (вузовского) компонента стандарта. Содержание этого документа включает дисциплины: «Декоративно-прикладное искусство», «Творчество и мастерство», «Художественная обработка материалов», «Технологический практикум» и др. Выбор вышеуказанных дисциплин не случаен, так как будущий бакалавр технологии должен быть готов к работе в современных условиях развивающейся и качественно изменяющейся системы технологического образования. Предметная область «Технология» включает наряду с федеральным компонентом обязательный национально-региональный компонент, реализуемый в условиях конкретного региона.
Рабочие учебные программы дисциплин разработаны таким образом, что дают возможность каждому студенту изучать предлагаемые курсы не только на лекционных и лабораторно-практических занятиях в учебных аудиториях, но и прорабатывать некоторые темы, выносимые на самостоятельное обучение. Данный вид работы активизирует деятельность студентов в направлении подбора и систематизации материала через сеть Интернет, электронную и научные библиотеки, находящиеся на базе университета и музеев города.
Приобщение к национальной культуре Дальневосточного региона осуществляется посредством экскурсий в музеи краеведческий и изобразительных искусств. Концентрация в музеях бесценных экспонатов, представленных коллекциями народного и современного Приамурского искусства, позволяет широко и полно использовать возможности этих учреждений культуры в образовательном процессе университета. Виртуальные экскурсии позволяют прикоснуться к уникальному искусству народов Приамурья (нанайцев, ульчей, негидальцев, нивхов, удэгейцев и др.), которые исторически проживают на территории Хабаровского края, относятся к кочевым и полуоседлым народам. Совместное проживание коренных народов и русских переселенцев на территории российского Дальнего Востока позволяет проследить потребности, причины, условия формирования и развития дальневосточной культуры как части многонациональной российской и мировой культуры.
Расширение и обогащение опыта студентов осуществляется на лекционных занятиях, на которых они прорабатывают вопросы теории и истории возникновения и развития этносов Приамурья, темы, связанные с художественным творчеством, культурными традициями и обрядами народов Приамурья, технологическими особенностями художественной обработки различных материалов.
Освоение народного декоративно-прикладного искусства направлено на углубление теоретических знаний с последующим формированием практических умений и навыков. Искусство Приамурья открывает большие возможности для широкого вовлечения студентов в традиционные виды художественного деятельности. Орнамент народов Амура как один из ведущих компонентов декоративного искусства народов Нижнего Амура. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии мира, в которой условным языком выражены мечты о гармонии природы и человека [3].
Изучение художественной обработки текстильных материалов народов Приамурья осуществляется на лабораторно-практических занятиях. Ознакомление с приамурской вышивкой осуществляется на примере различных видов традиционных швов. Студентам предлагаются лучшие образцы изделий с вышивкой, выполненные однотамбурным, двутамбурным, гладьевым, петельным и др. видами швов, которые наглядно демонстрируют соблюдение традиционных канонов и творческие подходы мастеров. Познание Приамурского искусства способствует появлению и закреплению на собственной практике приемов изготовления эстетически ценных изделий.
Ассортимент изделий, изготавливаемых студентами на занятиях, представлен образцами детских халатов и обувью, головными уборами, декоративными кошельками и сумочками, украшениями и др. изделиями (цв. вкл. 6. рис.6.1.-6.2).
Таким образом, изучение народного искусства с учетом регионального компонента осуществляется на лекциях, лабораторных занятиях и в процессе самостоятельной работы. К сожалению, приходится констатировать, что на дисциплины национально-регионального компонента, включающие искусство народов Приамурья, в учебном плане отводится недостаточное количество часов, что, на наш взгляд, обедняет технологическую подготовку бакалавров технологии. Поэтому для совершенствования технологической подготовки бакалавров технологии возникает необходимость в разработке кратких высокоэффективных учебных курсов с учетом национально-регионального компонента, совмещающих в себе не только технологическую, но и методическую подготовку, в основе которых должно стоять самообразование студента. Такая интеграция создаст условия для эффективного самостоятельного добывания знаний, способствующие созидательному целенаправленному взаимодействию со средой, ее преобразованию, а также преобразование самих участников образовательного процесса.
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.