logo
СБОРНИК МК

Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея

Шерстнёв В.С.,

МОУ СОШ с/п «Село Большая Картель»,

с/п «Село Большая Картель», Россия

Organization of project activities pupils. Creative projects of students - to study the history exhibits and a school museum. Exemplary subjects of the works.

На этапе выбора темы проектного задания с учётом изучения и анализа потребностей дома, школы, организации досуга происходит формирование поля диалога, выявление проблемы, интересующей субъектов диалога и рассмотрение её в контексте значимых для ученика жизненных ценностей. В данной ситуации необходимо помочь учащимся в обретении понимания смысла и общей творческой деятельности.

Выбор темы творческого задания требует от ребёнка анализа потребностей дома, школы и т.д. При этом ученик ведёт не только внешний диалог с учителем, но и диалог с самим собой. Обсуждает такие вопросы, как: какой творческий проект выбрать, т.е. искать самому, или выбрать из предложенных учителем вариантов? Зачем этот объект труда мне нужен? Где будет найдено применение моему изделию? Вопросов подобного рода всегда возникает великое множество. Внутренний диалог с самим собой является продуктивной формой осуществления мыслительного процесса, одной из структурных единиц которого, так же как и внешнего, выступает вопрос и связанный с ним ответ.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся перед выбором темы проектной работы по технологии важно, чтобы учащиеся во время каникул (особенно летних) имели возможность посетить музеи в тех городах, где они с родителями будут отдыхать. Во время учебных занятий, особенно на уроках истории, можно предложить учащимся выбрать тему проектной работы сходную с темой урока по истории, к примеру: в 5 классе это может быть одна из первых тем: «Первые люди на Земле», где приводятся рисунки об используемых древним человеком способах добывания огня. Сделанную учащимися модель можно использовать не только на уроках истории (естественно с соблюдением всех правил безопасности), но и подобная модель может быть хорошим экспонатом для школьного музея в разделе экспозиции «Древние поселения людей на территории нашего района». В старших классах одним из проектов может служить также тема из 5 класса «От первобытности к цивилизации. Открытие металлов». Можно изготовить форму и отлить настоящий медный топор, используя соответствующее оборудование школьной мастерской и соблюдая технику безопасности. Важно помнить, что некоторые виды работ выполнять может только учитель!

Подростки всегда проявляют интерес к оружию, охотно берутся за выполнение различных его моделей (цв. вкл.4, рис.4.1-4.3). Так, при изучении тем по истории Древней Греции и Древнего Рима, связанных с военными походами у ребят возникает желание сделать себе подобное. Конечно, ученики 5 класса, только начинающие изучать предмет технологии, не могут качественно создать подобную модель, но ни в коем случае нельзя им в этом отказывать. Отказав всего лишь один раз, можно в дальнейшем отбить у ребёнка охоту участвовать в подобных проектах. Можно на кружке предложить им поучаствовать в создании данной модели со старшими учениками, где они на первых порах будут участвовать в качестве подмастерья. Наглядным примером может служить и тема по истории в 6 классе «За стенами замков». Очень интересный материал о рыцарях, с большим иллюстративным материалом. Любой мастер при изготовлении рыцарских доспехов всегда имел в качестве помощника подмастерье, которому доверялась более лёгкая и подручная работа. Проходило время, и подмастерье, набравшись опыта и повзрослев, становился мастером. Важно при таких работах приводить подобные примеры из истории.

Одним из примеров для выполнения проектов можно выбрать и выполнение макетов обелисков, памятников, памятных досок. Эти работы могут стать хорошими экспонатами и в школьном музее, а также позволят узнать многое из исторических событий, ранее им неизвестных и, тем самым, ребята будут приобщаться к героическому прошлому нашего народа.

С большим интересом ученики выполняют различные макеты жилищ; это могут быть и землянки первобытных людей, всевозможные шалаши и вигвамы, макеты русской избы. Материалы для этих работ практически всегда под рукой: ветки ивы, солома, береста, штапик, кусочки кожи от старых сумок или обуви. Важно перед работой нацеливать деятельность учеников на качественное выполнение работы. Добротно и качественно выполненный проект может стать постоянным экспонатом в школьном музее, и об этом ребята должны знать (цв. вкл.5, рис.5.1).

Очень красиво в музейной экспозиции смотрится чеканное панно: это может быть и батальная сцена, название той или иной экспозиции, портрет и т.д. (цв. вкл.5, рис.5.2). Панно может играть и роль съёмной панели закрывающей, например водопроводные трубы, трубы отопления и т.п.

Если в школьном музее имеется такой, столь часто встречающийся предмет домашнего обихода 50-70-х годов прошлого столетия как этажерка, её можно заполнить различными салфетками, вышитыми полотенцами, которые с удовольствием выбирают в качестве проектной работы девочки на уроках технологии.

Если в подготовке подобных проектов оказывается помощь со стороны родственников, живших в тот период времени и могущих подсказать, помочь, оказать то или иное содействие в работе – это самое большое в деле воспитания подрастающего поколения, та неразрывная связь, передающая накопленный опыт от старшего поколения к молодому, важнейшая патриотическая составляющая, основанная на семейных традициях.

При выполнении подобных проектов в работе прослеживается метапредметность, о чём выполняющим тот или иной проект необходимо постоянно напоминать, указывая на важность всех задействованных в данном случае тем по физике, химии, технологии, истории. Таким образом, у ученика нелюбимый предмет может перейти в категорию интересных.

Проекты, выполняемые для уроков истории и школьного музея, могут быть самыми разнообразными как по видам работ, так и по содержанию. Здесь важна согласованность между учителями предметниками, чьи предметы могут быть задействованы при выполнении проекта. Важен общий результат и то удовлетворение, которое получает ученик, выполнивший свой проект.

Вот как в самооценке, подводящей итог большой и кропотливой работы, автор одной из работ пишет:

«Вот и закончена моя работа. Если честно она была очень сложной, но я довольна. Такой красоты я никогда не делала. Работа кропотливая, требующая внимания и усердия. Мои труды не прошли даром, окружающие люди получают только положительные эмоции, смотря на куклу. Не забывать традиции народов Дальнего Востока - такова была цель моего проекта. В проекте рассказывается об истории одежды, обуви, головных уборах, а кукла позволяет представить, как одевались и выглядели коренные жители Дальнего Востока» (цв. вкл.5, рис.5.3-5.4).