logo
СБОРНИК МК

О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна

Шибико О.С.,

ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

Since design is a new specialty in Russian education system, theory and methodology of design education are still being formed. The article shows the inseparable interconnection between culture as an integral system and design projects as specialized cultural forms. Cultural meaning is an inherent part of any design project. In-depth and extended study of culturology as part of future designers’ education can provide deeper understanding of cultural meanings, processes, phenomena and norms, and thus have significant impact on creative transformation of reality through designers’ activity.

Дизайн является относительно молодым направлением в системе государственного образования России. История преподавания дизайна в нашей стране еще весьма непродолжительна, поскольку система дизайн-образования сложилась в России только во второй половине ХХ века [3]. Поэтому естественным является то, что теоретико-методологическая база образования в этой творческой и перспективной области находится в стадии становления. В данной статье мы показываем важность углубленного изучения культурологии в процессе получения образования в области дизайна.

Являясь так называемым «предметным творчеством», дизайн призван создавать новые вещи или их проекты, и именно вещь понимается как структурная единица и объект дизайнерского творчества [5]. А поскольку вещь неразрывно и многосторонне связана с культурой, в условиях которой она возникает, глубокое знание и понимание культурных процессов, феноменов культуры и культурных норм является безусловной первоосновой и базисом для деятельности дизайнера.

Как отмечает И.А. Розенсон, «вещь не только несет в себе образ породившей ее самобытной культуры, но и содержит в себе идеи и смыслы, которыми наделяется в сознании людей какой-либо ее исторический этап» [5:28]. Таким образом, дизайнер, проектируя вещь, вносит в реальность те социокультурные смыслы, которые актуальны в данной культуре на данном этапе ее развития. Являясь творцом новых проектов, дизайнер вместе с тем отражает «выработанную историческим опытом информацию, посредством которой определенное сообщество людей… постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем» [4:304]. Понимание социокультурных смыслов непосредственно связано с проникновением субъекта познания в ту социокультурную область, которой этот смысл принадлежит. Такое проникновение возможно либо эмпирическим путем (погружением в мир той или иной культуры на личном опыте), либо теоретическим (изучением научной литературы, культурных артефактов, произведений искусства и т. д.). Первый путь является, несомненно, наиболее эффективным в плане глубины «погружения», однако в условиях получения образования в ограниченные сроки не может претендовать на ведущую роль в изучении культур. Кроме того, этот путь ограничен текущим этапом развития той или иной культуры, что не дает представления об исторической динамике культурных процессов и тем самым ограничивает возможность глубокого и всестороннего понимания изучаемой области культуры.

Напротив, теоретическое изучение культуры как целостного феномена и одновременно совокупности многообразных культурных явлений и процессов может служить средством понимания тех смыслов, которые заложены в культуре как «бытийные константы мира», которые «становятся основаниями конкретных актов мироотношения, в том числе и в специализированных формах культурной деятельности» [4:304]. А поскольку дизайн возникает «как технологическая возможность зафиксировать новые культурные смыслы» [5:33], понимание последних является важной предпосылкой для успешной деятельности дизайнера.

Такое теоретическое изучение возможно, на наш взгляд, в углубленном курсе культурологии. Будучи дисциплиной, в задачи которой входит осмысление мира человеческой культуры как системного единства, культурология является той областью знания, которая формирует целостное представление о культуре в многообразии ее форм и выражений. Глубокое понимание «сущности, закономерностей существования и развития культуры» [4:176], а также «механизмов функционирования культурных форм, явлений и процессов» [4:176] является предпосылкой творческого осмысления культурной реальности, ее социокультурных смыслов, и трансформации такого осмысления в новые образы реальности.

Безусловно, культурология как социо-гуманитарная дисциплина является обязательным предметом в рамках получения высшего образования в любой области. Но для студентов, получающих образование в области дизайна, расширенный и углубленный курс культурологии может стать именно тем прочным фундаментом, который обеспечивает широкое видение и понимание культурных универсалий, традиций, динамики исторического развития культур и специализированных форм культурной деятельности, а также делает возможным видение перспектив, творческое прогнозирование и создание новых векторов для такого развития. Ведь дизайнер – активный создатель новых вещей и проектов в рамках той или иной культуры, творческий участник трансформации культурной реальности.

Поскольку культурология как наука сложилась в России только в конце ХХ века, в настоящее время существует множество различных концепций в преподавании этой дисциплины и, соответственно, множество учебных пособий, среди которых порой трудно выбрать наиболее соответствующее целям и задачам углубленного изучения культурологии. По мнению А.С. Кармина, одним из лучших в современной учебной литературе по культурологии является учебник «Культурология» под редакцией С.Н. Иконниковой и В.П. Большаковой, М.: Проспект, 2010. В нем культурология представлена «в виде комплексной, разветвленной гуманитарной науки, объединяющей… шесть основных составляющих ее дисциплин: историю культуры, историю культурологических учений, теорию культуры, социологию культуры, антропологию культуры, прикладную антропологию» [1:108]. Можно рекомендовать это пособие для расширенного изучения культурологии студентами, специализирующимися в области дизайна.