О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
Шибико О.С.,
ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Since design is a new specialty in Russian education system, theory and methodology of design education are still being formed. The article shows the inseparable interconnection between culture as an integral system and design projects as specialized cultural forms. Cultural meaning is an inherent part of any design project. In-depth and extended study of culturology as part of future designers’ education can provide deeper understanding of cultural meanings, processes, phenomena and norms, and thus have significant impact on creative transformation of reality through designers’ activity.
Дизайн является относительно молодым направлением в системе государственного образования России. История преподавания дизайна в нашей стране еще весьма непродолжительна, поскольку система дизайн-образования сложилась в России только во второй половине ХХ века [3]. Поэтому естественным является то, что теоретико-методологическая база образования в этой творческой и перспективной области находится в стадии становления. В данной статье мы показываем важность углубленного изучения культурологии в процессе получения образования в области дизайна.
Являясь так называемым «предметным творчеством», дизайн призван создавать новые вещи или их проекты, и именно вещь понимается как структурная единица и объект дизайнерского творчества [5]. А поскольку вещь неразрывно и многосторонне связана с культурой, в условиях которой она возникает, глубокое знание и понимание культурных процессов, феноменов культуры и культурных норм является безусловной первоосновой и базисом для деятельности дизайнера.
Как отмечает И.А. Розенсон, «вещь не только несет в себе образ породившей ее самобытной культуры, но и содержит в себе идеи и смыслы, которыми наделяется в сознании людей какой-либо ее исторический этап» [5:28]. Таким образом, дизайнер, проектируя вещь, вносит в реальность те социокультурные смыслы, которые актуальны в данной культуре на данном этапе ее развития. Являясь творцом новых проектов, дизайнер вместе с тем отражает «выработанную историческим опытом информацию, посредством которой определенное сообщество людей… постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем» [4:304]. Понимание социокультурных смыслов непосредственно связано с проникновением субъекта познания в ту социокультурную область, которой этот смысл принадлежит. Такое проникновение возможно либо эмпирическим путем (погружением в мир той или иной культуры на личном опыте), либо теоретическим (изучением научной литературы, культурных артефактов, произведений искусства и т. д.). Первый путь является, несомненно, наиболее эффективным в плане глубины «погружения», однако в условиях получения образования в ограниченные сроки не может претендовать на ведущую роль в изучении культур. Кроме того, этот путь ограничен текущим этапом развития той или иной культуры, что не дает представления об исторической динамике культурных процессов и тем самым ограничивает возможность глубокого и всестороннего понимания изучаемой области культуры.
Напротив, теоретическое изучение культуры как целостного феномена и одновременно совокупности многообразных культурных явлений и процессов может служить средством понимания тех смыслов, которые заложены в культуре как «бытийные константы мира», которые «становятся основаниями конкретных актов мироотношения, в том числе и в специализированных формах культурной деятельности» [4:304]. А поскольку дизайн возникает «как технологическая возможность зафиксировать новые культурные смыслы» [5:33], понимание последних является важной предпосылкой для успешной деятельности дизайнера.
Такое теоретическое изучение возможно, на наш взгляд, в углубленном курсе культурологии. Будучи дисциплиной, в задачи которой входит осмысление мира человеческой культуры как системного единства, культурология является той областью знания, которая формирует целостное представление о культуре в многообразии ее форм и выражений. Глубокое понимание «сущности, закономерностей существования и развития культуры» [4:176], а также «механизмов функционирования культурных форм, явлений и процессов» [4:176] является предпосылкой творческого осмысления культурной реальности, ее социокультурных смыслов, и трансформации такого осмысления в новые образы реальности.
Безусловно, культурология как социо-гуманитарная дисциплина является обязательным предметом в рамках получения высшего образования в любой области. Но для студентов, получающих образование в области дизайна, расширенный и углубленный курс культурологии может стать именно тем прочным фундаментом, который обеспечивает широкое видение и понимание культурных универсалий, традиций, динамики исторического развития культур и специализированных форм культурной деятельности, а также делает возможным видение перспектив, творческое прогнозирование и создание новых векторов для такого развития. Ведь дизайнер – активный создатель новых вещей и проектов в рамках той или иной культуры, творческий участник трансформации культурной реальности.
Поскольку культурология как наука сложилась в России только в конце ХХ века, в настоящее время существует множество различных концепций в преподавании этой дисциплины и, соответственно, множество учебных пособий, среди которых порой трудно выбрать наиболее соответствующее целям и задачам углубленного изучения культурологии. По мнению А.С. Кармина, одним из лучших в современной учебной литературе по культурологии является учебник «Культурология» под редакцией С.Н. Иконниковой и В.П. Большаковой, М.: Проспект, 2010. В нем культурология представлена «в виде комплексной, разветвленной гуманитарной науки, объединяющей… шесть основных составляющих ее дисциплин: историю культуры, историю культурологических учений, теорию культуры, социологию культуры, антропологию культуры, прикладную антропологию» [1:108]. Можно рекомендовать это пособие для расширенного изучения культурологии студентами, специализирующимися в области дизайна.
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.