Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
Павленкович О.Б.,
ФГБОУ ВПО «ДГГУ»,
г. Хабаровск, Россия
At each step of training of students of is art-graphic faculties creative and educational problems should be in close interrelation, reasonably be combined. It is necessary remember always what problems should to be dominating in this or that task, the work form, at this or that grade level. In the academic statements at the decision it is accurate tasks in view, the creative beginning, the active relation to nature isn't excluded. It is important to understand that the pupil should seize all sum of professional knowledge and skills – necessary base for the further creative work. Ample opportunities for display of creative abilities of pupils are given by drawing on representation, on imagination, on memories, performance of independent and competitive works, any tasks on a composition.
Эстетическое развитие личности средствами искусства принято называть художественно-эстетическим воспитанием. Формирование эстетической культуры – процесс целенаправленного развития способностей личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Данный процесс предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от действительно эстетически ценного. Одновременно с этим у человека воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все сферы бытия, бороться против уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Непосредственно в искусстве наиболее полно проявляются эстетические возможности человека и его художественный потенциал.
Для его познания, для раскрытия его закономерностей чувственного познания недостаточно. Посредством реалистического рисования с натуры в изобразительном искусстве человек учится осознавать реальную картину мира, производит отбор жизненного материала, формирует систему ценностей, через призму которой он усваивает окружающую действительность. Материальный мир интересен, сложен, многообразен. Рисуя, человек познает мир, анализирует его, познаёт и создаёт себя.
Процесс познания реальной действительности лежит в основе и науки и искусства, различны лишь формы отражения: наука воплощает результаты познания реальной действительности в форме понятий, суждений и умозаключений, а искусство – в образной форме, через язык изображения. «Говорить - значит думать вслух, а рисовать думать видимо. Кто рисует, тот думает формами и облекает им каждую мысль свою. Мы только тогда основательно говорим, когда основательно думаем…» [1]. Процесс создания реалистического изображения должен проходить через гносеологические (познавательные) процессы. «Понятие о предмете по-настоящему уясняется только в результате последовательного ряда зрительных впечатлений и логических суждений» [2, с.117]. Изречение «я так вижу», которое порой имеет место в практике работы студента, не имеет оснований, а если имеет, то только по причинам медицинского характера.
Требование в обучении объективного изображения предметов никоем образом не противоречит развитию творческих способностей. Наоборот, для развития творческих способностей необходимо заложить фундамент прочных знаний и навыков. Только личный багаж объективных знаний и арсенал умений для их воплощения способствует развитию творческой свободы личности в любой сфере человеческой деятельности. Творческий поиск, не подкрепленный теоретическим обобщением художественной практики, часто не результативен. Творчество и его осмысление идут рука об руку. Знания дают свободу в творчестве – важный принцип в организации учебного процесса студентов художественного обучения.
Но превалирование направленности на креативность вместо знаний и опыта в специальных образовательных учреждениях, проявляется негативными последствиями уже на первых месяцах профессионального обучения изобразительному искусству. Студент-первокурсник, еще не обладает элементарной обученностью, но зато уже очень уверен в собственной компетентности и профессионализме. Это свидетельствует о неадекватной самооценки, вследствие мнимого видения себя как творца. Политика заигрывания и игровая форма обучения искусству не способствует развитию у студента таких качеств, как трудолюбие, объективная самооценка, целеустремленность и т.д. Всякое высокое творчество возможно только тогда, когда оно основано на усвоенных ранее основных правилах профессии. Вместе с тем, когда речь идет о живописи, графике, нередко возникает вопрос о том, не мешает ли последовательное изучение изобразительной грамоты творческому развитию личности художника. Школа для художника – с одной стороны, это академическая учеба, освоение необходимых качеств рисунка и живописи, изучение объективных закономерностей природы, опыта изобразительного искусства, выполнение определенных установок и требований, обязательных для всех учащихся и т.п. С другой стороны, это сохранение и развитие индивидуальности, творческих способностей будущих художников. Школа призвана дать общую культуру, обобщенный объективно-положительный опыт и знания как исходный базис для развития индивидуальности. «Школа учит основам большого искусства, – отмечал К.Ф. Юон, – и уже от педагога зависит бережное отношение к индивидуальным свойствам молодого художника». Поэтому в основе учебно-воспитательной работы с учащимися должно быть мудрое соотношение между так называемым академическим обучением, коллективным опытом и развитием индивидуальности учащихся.
Как правило, в обучении студент выступает в роли объекта обучения. Знания подаются ему в готовом виде, педагогом ставится ряд задач, и задаются способы их выполнения, как средство достижения результата. Строгий алгоритм исполнения задания существенно снижает творческую активность учащихся, приводит к усредненным результатам.
При правильном методическом руководстве учащийся начинает многое осознавать, формирует суждения о натуре и, тем самым, подходит к истинному ее познанию. Научить студента чутко реагировать на события и явления окружающего мира, привить уважение к вечным ценностям есть жизнеутверждающая, созидательная позиция изобразительного искусства и художественно-эстетического воспитания в целом. Задача сложная, но ее необходимо решать. Только таким образом можно достичь основной цели художественно-эстетического воспитания – гармоничного развития личности, формирование человека разбирающегося в искусствах, обладающего эстетическим вкусом, имеющим свою гражданскую позицию.
Установки реалистической школы не противоречат творчеству учащихся, потому что они опираются на реальный мир как на неисчерпаемый источник, питающий человеческое воображение. Соединение объективной реальности и фантазии человека является залогом индивидуальной неповторимости искусства. Но как бы ни казалась новой и оригинальной идея, художественная и духовная ценность ее теряется или снижается, если материальное воплощение идеи не обеспечено мастерством, т.е. необходимыми качествами профессионального исполнения. М.С. Сарьян подчеркивал: «Ничто не может принести так много вреда, как дилетантизм!
Школа дает необходимый толчок художнику. Суметь овладеть техникой, чтобы передать сложный комплекс того, что видишь и чувствуешь, – это дело нелегкое, но обязательное на пути к мастерству. Свет, цвет, материал, форма, взаимоотношение находящихся рядом предметов – все это художником должно быть передано легко. Правда, легкость эта трудна, но она отличала крупных мастеров всех времен. Уметь – надо научиться.
Творческое начало, как активная сторона изобразительной деятельности, нарастает постепенно – от элементарного, спонтанного уровня до категории творческого мышления. Например, при рисовании человека на младших курсах учащиеся выполняют упражнения по изучению анатомического строения головы, ее формы, пропорций, пластики. Они овладевают умением лепить форму цветом, передавать условия освещения, живописно-пространственные, фактурные, материальные и другие качества натуры; методом работы над этюдом головы. Но это только подступы к портрету, своеобразная учебная основа для изображения головы. Основная цель учебных заданий на этом этапе состоит в том, чтобы вооружить учащегося суммой знаний и навыков, необходимых для дальнейшего изучения и решения целого ряда постепенно усложняющихся задач.
Творческое начало не исключается при решении самой элементарной задачи изображения, будь то в этюде, рисунке, натюрморте, пейзаже и т.д. Исходя из принципов реалистического изображения и опираясь на них, рисующий дает свою собственную оценку натуре и в соответствии с этим выбирает приемы, средства для ее изображения на картинной плоскости. Эта авторская оценка в пределах любого учебного задания может проявляться у учащегося в композиционном и цветовом решении, в выявлении индивидуальных и типичных черт портретируемого, в выборе приемов работы изобразительным материалом, обработке фактуры красочной поверхности и т.д. При самостоятельных формах работы творческий подход должен проявляться в выборе темы, сюжета, модели, освещения, костюма, места для организации постановки и т.д.
Таким образом, на каждой ступени обучения творческие и учебные задачи должны находиться в тесной взаимосвязи, разумно сочетаться и правильно пониматься учащимися. Нужно всегда помнить, какие задачи должны быть доминирующими в том или ином задании, форме работы на том или ином этапе обучения. Так, в учебных академических постановках, не исключая творческого начала, активного авторского отношения к натуре, необходимо добиваться безусловного решения четко поставленных учебных задач. Учащийся должен овладеть всей суммой профессиональных знаний и навыков как необходимой базой и важнейшим условием для дальнейшей самостоятельной творческой работы. В то же время широкие возможности для проявления творческих способностей учащихся дает выполнение различного рода заданий по композиции, по представлению, по воображению, по памяти, конкурсных, самостоятельных домашних работ.
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.