2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
Задача изучения фольклора в начальной школе - воспитание эстетически грамотного, нравственно подготовленного читателя, способного понять автора - свой народ.
Народные песни. Задача жанра – показать состояние души в определенной жизненной ситуации, раскрываются чувства человека, внутренние его переживания.
Исторически все искусство пошло с обряда, а песни появились потом. Песни (колыбельные, трудовые, хороводные, плясовые, протяжные) давали возможность людям выполнить определенную задачу в данный момент.
Колыбельные песни певучие, в них нет взрывных звуков, слова ласковые, размеренный небыстрый мотив. Их задача – влиять на состояние и поведение ребенка в момент его засыпания. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, что-то вроде домашних божков: Сон, Дрема, Угомон, сердитая Бука (у каждого из них свои обязанности – усыплю, «удремлю» и т.д.).
Трудовые песни помогали в нелегкой крестьянской работе или каком-то общем деле, для них характерны повторы, определенный ритмический рисунок и темп.
Протяжные песни пели под настроение, хотя застольные песни иногда печальные, поют весело (в них чаще всего истории простых людей или какие-то исторические события всего народа).
Хороводные и плясовые песни исполняли на определенных праздниках и обрядах. Задача учителя показать детям не только назначение каждой песни, но и особенности их: звуковой рисунок (звукопись, например, которая подчеркивает печаль и др.), рифма, есть повторы, напевность слов в строке. Мелодия выходит за пределы текста, мелодия руководит ритмом (когда поет сам человек). Полезно на уроках чтения песен дать детям послушать песни в записи исполнения певцов, ансамблей, хоров.
Былина - это особый жанр литературы. Художественные приемы, формирующие былинный текст и стиль, встречаются и в других жанрах – сказках, песнях и др. Жанр былины существует только в русском фольклоре (его нет в устном творчестве других народов). Былина – это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях древней Руси (9-13 века)». Былина – это не простой пересказ истории, ее задача прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства. Былины переносят нас в необычный, особенный мир, но, несмотря на значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели сказочный характер только с течением времени.
Учителю необходимо в работе с былинами делать акцент не только на особенностях самого жанра и историю происхождения былин, но и учитывать методические рекомендации по организации подготовки к чтению былин на уроке младшими школьниками.
1. Былинам присуща своя ритмико-мелодическая структура стиха, которая влияет на правильность исполнения былины
2. Былины отличаются и устойчивостью структуры: запев, зачин, формулы, повторы, лейтмотив, исход. Все они обязательны, кроме запева. Эти особенности былинного строя помогают читателю воспринять идейную сущность произведения.
3. Этому служит и строение сюжета, ход развития действия.
Основой сюжета является обычно важное, значительное событие. В центре былины – всегда богатырь: он действует, достигает определенной цели.
Важное место в былинном сюжете занимает диалог – драматическое объяснение героев, в котором выясняются цели действий и душевные состояния.
4.Значительность событий и героев обусловила гиперболи-зация. Для былин характерны выразительно - изобразительные средства: эпитеты, сравнения, тавтологические обороты, контраст, увеличительные и уменьшительно-ласкательные формы.
5.Тематически былины делят на героико-патриотические, или богатырские и социально-бытовые. Кроме того, можно встретить и деление на циклы: киевский и новгородский.
В былинах часто встречаются сложные слова, требующие предварительного разъяснения. Их выписывают на доску и дают необходимые пояснения до чтения или читают сноски в учебнике, чтобы при слушании былин не нарушать восприятия. Нельзя обойти стороной и иллюстрации к былинам, которые создают определенный настрой для образного восприятия и развития фантазии у школьников
Билет № 4.
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.