logo
мои шпоры

2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.

Задача изучения фольклора в начальной школе - воспитание эстетически грамотного, нравственно подготовленного читателя, способного понять автора - свой народ.

Народные песни. Задача жанра – показать состояние души в определенной жизненной ситуации, раскрываются чувства человека, внутренние его переживания.

Исторически все искусство пошло с обряда, а песни появились потом. Песни (колыбельные, трудовые, хороводные, плясовые, протяжные) давали возможность людям выполнить определенную задачу в данный момент.

Колыбельные песни певучие, в них нет взрывных звуков, слова ласковые, размеренный небыстрый мотив. Их задача – влиять на состояние и поведение ребенка в момент его засыпания. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, что-то вроде домашних божков: Сон, Дрема, Угомон, сердитая Бука (у каждого из них свои обязанности – усыплю, «удремлю» и т.д.).

Трудовые песни помогали в нелегкой крестьянской работе или каком-то общем деле, для них характерны повторы, определенный ритмический рисунок и темп.

Протяжные песни пели под настроение, хотя застольные песни иногда печальные, поют весело (в них чаще всего истории простых людей или какие-то исторические события всего народа).

Хороводные и плясовые песни исполняли на определенных праздниках и обрядах. Задача учителя показать детям не только назначение каждой песни, но и особенности их: звуковой рисунок (звукопись, например, которая подчеркивает печаль и др.), рифма, есть повторы, напевность слов в строке. Мелодия выходит за пределы текста, мелодия руководит ритмом (когда поет сам человек). Полезно на уроках чтения песен дать детям послушать песни в записи исполнения певцов, ансамблей, хоров.

Былина - это особый жанр литературы. Художественные приемы, формирующие былинный текст и стиль, встречаются и в других жанрах – сказках, песнях и др. Жанр былины существует только в русском фольклоре (его нет в устном творчестве других народов). Былина – это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях древней Руси (9-13 века)». Былина – это не простой пересказ истории, ее задача прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства. Былины переносят нас в необычный, особенный мир, но, несмотря на значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели сказочный характер только с течением времени.

Учителю необходимо в работе с былинами делать акцент не только на особенностях самого жанра и историю происхождения былин, но и учитывать методические рекомендации по организации подготовки к чтению былин на уроке младшими школьниками.

1. Былинам присуща своя ритмико-мелодическая структура стиха, которая влияет на правильность исполнения былины

2. Былины отличаются и устойчивостью структуры: запев, зачин, формулы, повторы, лейтмотив, исход. Все они обязательны, кроме запева. Эти особенности былинного строя помогают читателю воспринять идейную сущность произведения.

3. Этому служит и строение сюжета, ход развития действия.

Основой сюжета является обычно важное, значительное событие. В центре былины – всегда богатырь: он действует, достигает определенной цели.

Важное место в былинном сюжете занимает диалог – драматическое объяснение героев, в котором выясняются цели действий и душевные состояния.

4.Значительность событий и героев обусловила гиперболи-зация. Для былин характерны выразительно - изобразительные средства: эпитеты, сравнения, тавтологические обороты, контраст, увеличительные и уменьшительно-ласкательные формы.

5.Тематически былины делят на героико-патриотические, или богатырские и социально-бытовые. Кроме того, можно встретить и деление на циклы: киевский и новгородский.

В былинах часто встречаются сложные слова, требующие предварительного разъяснения. Их выписывают на доску и дают необходимые пояснения до чтения или читают сноски в учебнике, чтобы при слушании былин не нарушать восприятия. Нельзя обойти стороной и иллюстрации к былинам, которые создают определенный настрой для образного восприятия и развития фантазии у школьников

Билет № 4.